В восемь часов вечера одного дня в студенческом городке, где в это время обычно все закрыто, Вэй Ли, студент Университета Хэфэя, увидел частичку будущего, которое ожидает магазины. 

На большой площади посреди кампуса было припарковано транспортное средство похожее на автобус. Благодаря стеклянным стенам можно было увидеть, что полки в этом пространстве заняты красными коробками. На входе Ли просканировал QR-код с помощью своего iPhone. Стеклянная дверь распахнулась, и он вошел в магазин без касс и персонала.

Голографическое человеческое лицо приветствовало его. Оно не издавало звуков, а только двигалось из одной стороны в другую. По словам Ли, он был впечатлен ассортиментом продуктов: фрукты, чипсы, кофе, журналы и даже кроссовки — каждый со штрих-кодом на упаковке. Ему нравилось то, как он легко мог купить вещь: все, что нужно было — это просканировать штрих-код в специальном приложении, к которому привязана банковская карта. Когда Ли подошел к выходу, другая стеклянная дверь открылась автоматически, чтобы выпустить его.

Это был Moby Store, запущенный шведским стартапом Wheelys. Изначально компания занималась созданием кафе, которые можно перевозить на мотоцикле с одного места в другое. Сейчас компания тестирует магазин, который будет открыт 24 часа в сутки и работать исключительно благодаря технологиям. 

Moby Store расположен в студенческом городке Университета Хэфэй, примерно в 450 км к западу от Шанхая, где Wheelys работает с профессорами над технологиями для магазина. Ли, который не работает над исследованиями, увидел транспортное средство, когда гулял с другом. У него остаются вопросы о том, как такой магазин справится с большим количеством посетителей, и не возникнет ли проблема краж. 

В отличие от гостиничной отрасли и сферы такси, которые подверглись большим изменениям, технологии еще не совершили революцию в ритейле. Тем не менее, например, Amazon уже тестирует подобный концепт магазина (речь об Amazon Go – ред.). 

Сооснователи Wheelys решили проводить тесты в Китае, а не в Швеции. Во-первых, из-за большого населения страны, а во-вторых, потому что здесь больше привыкли совершать покупки со смартфонов. Согласно данным организации Better Than Cash Alliance, более 60% транзакций, которые проводятся китайской компанией Alipay, совершаются через мобильные телефоны. 

Процесс покупки в магазине

Вдобавок, поддерживать небольшие магазины становится все дороже из-за роста арендной платы и требований по зарплатам сотрудников. По словам одного из основателей Wheelys Пера Кромвелла, сейчас компания работает над улучшением технологий, благодаря которым существует Moby Store. Большое внимание уделяется безопасности. Для этого компания в партнерстве с Университетом Хэфэй разрабатывают систему, которая собирает биометрические данные покупателя и использует сенсоры на полках, чтобы определить, когда посетитель взял товар. 

Покупатели должны заранее зарегистрировать учетную запись. Когда продукт забирают с полки, он привязывается к ID посетителя, чтобы предотвратить кражу. После того, как покупатель завершит оплату, биометрическая информация автоматически удаляется.

Эта биометрическая система безопасности будет установлена ​​в магазине этим летом. Любой сможет загрузить приложение Wheelys 24/7 и пойти за покупками в магазин. Wheelys надеется интегрировать еще больше технологий в будущем. В компании планируют, что голографическое лицо, которое приветствовало Ли, станет интеллектуальным ассистентом, который, например, поможет покупателю подобрать продукты под определенный бюджет. 

Также у стартапа есть планы создать облачную систему, которая будет хранить информацию о поведении клиентов, а также о предпочтениях отдельных покупателей и анализировать ее, чтобы помочь владельцам магазинов предсказать, на какое место лучше поставить тот или иной продукт. 

В компании даже предполагают, что автобус-магазин сможет самостоятельно ездить к складам и пополнять запасы продуктов, а также будет ездить в места с прогнозируемым большим количеством людей, чтобы увеличить продажи. 

Как и большинство технологических достижений, магазины без касс могут лишить много людей работы. Но Пер Кромвелл другого мнения. По его словам, во многих поселках и деревнях Швеции больше нет магазинов, потому что люди переехали в большие города, а местное население уменьшилось. Теперь люди, оставшиеся в этих деревнях, должны проезжать большие расстояния, чтобы купить нужные вещи, отмечает он.

Кромвелл говорит, что предприниматели могут купить франшизу на автобус-магазин и управлять таким бизнесом при достаточно низких издержках, чтобы получать прибыль даже в отдаленных населенных пунктах. 

Напомним, ранее AIN.UA рассказывал о том, какие современные технологии использует украинский ритейл.