Проблема мошенничества в Китае, а точнее при бизнес-сотрудничестве с этой страной, стоит очень остро. Отечественные предприниматели очень часто сталкиваются с неблагонадежными китайскими поставщиками и откровенными мошенниками. Они обращаются за помощью в украинские консалтинго-логистические компании, которые работают в Китае, но во многих случаях уже ничего сделать нельзя. Деньги отправлены за несуществующий товар вымышленному поставщику. В материале собрано семь реальных случаев мошеннических схем и советы, как избежать таких ситуаций.
Пример №1
Вы нашли в сети интересующий вас товар. У компании, которая его продает, есть сайт, контактные номера телефонов и даже статус Gold member на всем известной площадке Alibaba (такой статус можно купить, и он не является гарантией порядочности его владельцев).
Такие псевдокомпании оперативно отвечают на ваши письма, но получив предоплату, исчезают. Правда, вскоре появляются опять, но уже с другим сайтом, названием и так далее. Такие компании часто могут организовать вам встречу на якобы своем предприятии.
Реальные владельцы завода, сами не зная того, также вовлечены в эту игру – мошенники обещают им реальных клиентов. Зачастую псевдобизнесмены арендуют офис, набирают штат сотрудников, которые активно ищут клиентов, не понимая на кого они на самом деле работают. Итог работы с такой компанией будет один – вы потеряете свои деньги. Обращение в полицию обычно ничего не дает.
Как себя обезопасить. Нужно сделать документальную аттестацию компании, чтобы убедиться в ее «чистоте». Обязательно поищите отзывы о ней в интернете. Их отсутствие должно вас насторожить. Еще одним приемом против мошенников может стать просьба к менеджеру, который представляет интересы поставщика, предоставить вам копию своего ID (паспорта) + личное фото на фоне офиса с названием компании. Сотрудник действующей компании в Китае без лишних вопросов выполнит вашу просьбу.
Пример №2
Вы работаете с китайской компанией на протяжении долгого времени и ваше сотрудничество взаимовыгодно. Товар вам поставляют вовремя и приемлемого качества. Но мошенники не дремлют. С помощью специальной программы они взламывают почту вашего контрагента и отслеживают всю переписку. За день до очередной оплаты вы получите письмо с новыми банковскими реквизитами и соответствующей историей о том, почему эти реквизиты вдруг изменились. Бывают случаи, что ваш менеджер в Китае по каким-то причинам уволился и заодно решил напоследок заработать. Тогда он предложит вам отправить деньги на другой счет (свой личный, а не производителя).
Как себя обезопасить. Как только вы получили новые реквизиты поставщика, обязательно свяжитесь по другим контактам компании, указанным на официальном сайте, и уточните факт смены реквизитов. Лучше всего сделать телефонный звонок, так как другие адреса также могут быть взломаны. Получите личное подтверждение о смене реквизитов компании от нескольких сотрудников, с которыми вы смогли связаться через официальный сайт.
Пример №3
Вы нашли интересующий вас товар в Китае. Образец выглядит идеально и это именно то, что вы искали. Перед этим вы посетили фабрику и воочию проверили все необходимые документы. Договор подписан, и вы ждете свой товар. Однако в условленный срок вы получаете товар, который, мягко говоря, лишь отдалено напоминает образец.
Все достаточно просто. В Китае очень много небольших предприятий, товар на которых производится практически кустарным способом. Образец, который вам показали, был куплен у крупного предприятия, а продукция, которую доставили, изготовлена на минифабрике.
Такой инцидент в Китае не квалифицируется, как уголовное преступление, а является спором двух хозяйствующих субъектов. Ваши претензии к поставщику о ненадлежащем качестве продукции придется отстаивать в суде. Гарантий, что вы выиграете спор, нет никаких, а участие в судебном процессе – это достаточно дорогая процедура в Китае.
Как себя обезопасить. В данном случае единственным действенным способом является физический контроль партии продукции на складе поставщика в момент погрузки контейнера. При обнаружении товара несоответствующего качества, брака или других недочетов нужно зафиксировать факт и постараться решить вопрос на месте. Обязательно укажите в контракте, что по факту готовности продукции до отгрузки вы будете проверять ее качество.
Пример №4
Один из распространенных вариантов «китайского мошенничества» – это изменение цены заказанного товара. Существует несколько вариантов такого развития событий.
Рассмотрим первый. Например, предприниматель заказал партию игрушек. Качество, цена, сроки – все устраивает, и он делает предоплату. Обычно размер предоплаты составляет от 30% до 50% от стоимости товара. Эта сумма, как правило, направляется производителем на закупку материалов или комплектующих. Оставшаяся часть суммы оплачивается после того, как товар произведен и готов к отгрузке.
Смысл такой схемы – доверчивому предпринимателю предлагают достаточно низкую цену. Обоснование такой цены китайцы объясняют достаточно просто – хотим укрепиться в своей нише и потеснить конкурентов, готовы работать без прибыли. Это ложь. Ни один китайский предприниматель не будет работать без прибыли, а тем более себе в убыток. У жителей КНР не тот менталитет. Как только такому производителю отправят предоплату, начинается второе действие этого спектакля. Китайский производитель сообщает, что:
- Цена сырья резко выросла буквально за один день, и они не укладываются в заранее оговоренную сумму.
- Заказчик его неправильно понял и за указанную сумму в договоре можно сделать товар более низкого качества или гораздо меньшую по объему партию и так далее.
В итоге заказчик попадает в патовую ситуацию – предоплата уже отправлена, причем сумма существенная. Большинство соглашается доплатить разницу.
Второй вариант – это повышение цены на повторные поставки. Если поставщик видит, что покупатель очень зависит от него, он обязательно воспользуется случаем и начнет повышать цены (от 5 до 20%).
Как себя обезопасить. При заключении договора нужно четко оговаривать в нем все нюансы (в том числе и характеристики товаров) и зафиксировать цену. Не лишним будет заказать инспекцию товара перед отгрузкой и найти альтернативных поставщиков, к которым можно обратиться, если что-то пойдет по незапланированному сценарию.
Если покупатель четко не прописал в договоре характеристики будущего товара, китайские партнеры без всякого угрызения совести могут отправить ему товар более низкого качества или из более дешевых комплектующих. Чтобы избежать этого, необходимо провести аттестацию производителя и проверку качества готовой продукции.
Пример №5
Еще один, часто встречающийся способ обмана в Китае – псевдофабрика. Это многоходовой и достаточно сложный вид мошенничества, но и ставки достаточно высоки. Злоумышленники арендуют офис в деловом районе города, с радостью приглашают вас на встречу и везут на фабрику (реальным владельцам фабрики представляют вас, как потенциальных клиентов). На производстве проведут экскурсию, подписывая контракт, вам, в виде «огромного исключения», предоставят скидку и даже отведут в ресторан.
Скорее всего, товар вам поставят вовремя, но о том, что будет внутри контейнера предположить трудно. Часто на такие уловки попадаются предприниматели, которые возят из Китая химическое сырье. Как правило, заказчикам доставляют обычный мел. И скорее всего, что на китайской таможне этот груз будет задекларирован, как то сырье, которое вы заказывали. То есть, формально придраться будет невозможно – контракт выполнен, с фабрики по бумагам было отгружено то, что нужно. В реальности – это потерянные деньги и время.
Как себя обезопасить. Заключение контракта и физический контроль продукции на погрузке в Китае позволит вам исключить вариант подмены. Не пренебрегайте контролем, когда речь идет о безопасности вашего бизнеса.
Пример №6
Не менее популярным видом аферы в Китае является «дорогой юрист». Начало такое же, как и в предыдущем способе – фешенебельный офис, экскурсия на фабрику, заключение договора. Но, поставщик уверяет, что подобный договор нужно заверить у юриста, причем, совершенно конкретного и достаточно дорогого. Поставщик даже предлагает по-партнерски разделить с покупателем эти расходы.
Договор оформляется у такого юриста, его услуги оплачиваются и покупатель со спокойной душой едет домой и ждет поставки. Через некоторое время от продавца приходит уведомление, что по каким-то форс-мажорным обстоятельствам сделка не состоится, предоплату за товар делать не нужно, ищете другого производителя. Формально нарушений нет – сделка не состоялась, покупатель оплатил услуги юриста по планируемой сделке.
Как вы уже догадались, псевдопоставщик зарабатывает исключительно на оформлении липовых договоров у своего юриста.
Как себя обезопасить. В подобных случаях не соглашайтесь на услуги навязываемого юриста, а лучше обратитесь за консультацией в консалтинго-логистическую компанию, которая вас сопровождает в Китае. Заранее подготовленный контракт позволит и вовсе исключить необходимость использования сторонних юристов.
Пример № 7
Очень ярким видом мошенничества на сегодняшний день в Китае является игра на ажиотаже. В Украине сейчас наблюдается небывалый рост спроса на видеокарты. Многие бизнесмены ринулись за поиском этой продукции в Поднебесную, где соглашаются практически на любые условия китайских поставщиков при наличии готового товара.
Так, в июне текущего года один из украинских предпринимателей готов был подписать контракт с якобы производителем видеокарт в Китае на сумму в $200 000. Мы сопровождали эту сделку и было принято решение сделать дополнительную проверку компании. Выяснилось, что китайский «производитель» является обычным трейдером, у которого нет даже собственных складских помещений. Трудно представить, сколько пришлось бы потратить сил и времени на аннулирование этой сделки или ожидание нужного количества товара без проверки китайского партнера.
Как себя обезопасить. Кроме проверки поставщика и подписания контракта нужно запросить у китайских партнеров фото менеджера с ID со складскими запасами товара. Эта просьба может показаться странной, но тем самым вы удостоверитесь, что вас не обманывают, а также идентифицируете личность представителя поставщика.
Помните, что начиная бизнес с Китаем, нужно быть предельно внимательным и осторожным. Если вы еще не обладаете достаточным опытом – обратитесь в консалтинговые компании, которые помогут вам с проверкой поставщика, проинспектируют предприятие и проверят качество отгружаемого товара.
Для самостоятельной проверки потенциального китайского партнера воспользуйтесь следующими советами:
- Сайт Whois.com поможет вам узнать, сколько лет домену, на котором размещен сайт китайского поставщика. Если сайт «молодой», вас это должно насторожить.
- Если сайт похож на «барахолку» и на нем предложены различные товары – от предметов гигиены до мотоциклов – это может быть признаком «псевдокомпании».
- Внимательно изучите контакты компании – они должны быть максимально полными – район, здание, офис. Не поленитесь и проверьте в интернете этот адрес. Не удивляйтесь, если такого адреса не существует или офис расположен в жилом доме.
- Серьезная компания вряд ли будет использовать электронную почту бесплатных сервисов, она будет размещена на домене компании.
- Помните, если вам предлагают оплатить деньги за продукцию с помощью Western Union, это явный признак мошенников.
- Сайт реальных производителей обычно двуязычный – на английском и китайском языках. Мошенники не тратят время на мультиязычные версии, скорее всего у них будет только английская версия.
- В интернете вы найдете десятки сайтов со списками компаний-мошенников. Обязательно воспользуйтесь такими сервисами, проверьте своего потенциального партнера.
- В переписке укажите, что вы планируете в ближайшее время посетить Поднебесную и попросите выслать вам приглашение. По понятным причинам, мошенники этого делать не будут.
- Также рекомендуем вам проверить компанию, с которой вы собираетесь сотрудничать, на сайтах торгово-промышленных палат. Информация о компаниях находится в открытом доступе.
- Нанимая переводчика славянской внешности в Китае, вы не обязаны сообщать своим партнерам о его профориентации. После переговоров с китайцами, проведенных на английском, ваш сотрудник, владеющий китайским языком, может рассказать много интересного о потенциальных партнерах.
Автор: Георгий Губский, заместитель директора департамента маркетинга компании Fialan