Школа C4Q в Нью-Йорке набирает людей из бедных семей и конвертирует их в джуниор-разработчиков бесплатно, а когда они находят высокооплачиваемую работу, процент от зарплаты жертвуют на продолжение программы. О том, как это меняет жизнь американцев – в переводе статьи Fast Company.

Год назад Шанис Сеинт Льюис работала на полставки баристой, чтобы оплачивать счета, и пыталась восстановиться в Бруклинском комьюнити-колледже после того, как проблемы в семье и рабочий график привели к исключению. А сегодня она новоиспеченный разработчик ПО, и жертвует часть своей зарплаты на школу, в которой ее бесплатно обучили этой профессии.

Сеинт Льюис выпустилась из C4Q в 2017 году, в которую набирают бедных нью-йоркцев из малообеспеченных семей, обучают программированию в рамках интенсивного 10-месячного курса, а затем помогают им устроиться на работу в компании уровня Pinterest и Kickstarter.

“Мы помогаем людям выбиться из нищеты в средний класс, обучая их кодингу”, – поясняет основатель и СЕО C4Q Юкаи Шу.

В среднем до поступления студенты зарабатывали $18 000, но после обучения из доходы возрастают до $85 000 и выше.

Самый первый выпуск школы состоялся в 2013 году, но в этом году организаторы решили попробовать новую модель: выпускники, которые найдут работу по новой специальности, обязуются в течение двух лет жертвовать 12% от своей новой зарплаты на последующие программы, чтобы C4Q могла помочь еще большему количеству людей выбраться из-за черты бедности. Если же новую работу студент не найдет, он не обязан ничего платить.

“Это не кредит, не долг. Мы старались этого избежать. Существует масса ужасных примеров, когда люди погрязли в долгах и кредитах”, – говорит Шу.

Также школа готова принимать деньги от частных инвесторов. C4Q создала облигацию под названием “18-85”, где цифры символизируют прыжок в зарплате до и после обучения. Инвесторы получают возможность помочь людям, а также скромный финансовый возврат из пожертвований успешных выпускников. Остальные деньги школа тратит на запуск новых курсов.

Таким образом школа масштабируется. В прошлом году из 1200 претендентов принять смогли только 100 человек. При этом около 1,7 млн нью-йоркцев живут в нищете, а в общем по США эта цифра достигает 40 млн. “Конечно, IT – решение не для всех, но мы думаем, что это решение для многих”, – говорит Шу.

Более половины выпускников – женщины, более 60% – афро- или латиноамериканцы, более 50% иммигранты, у половины за плечами колледж.

Сеинт Льюис узнала о программе от покупателя в кафе, где она работала баристой. Она прошла отбор по собеседованию, затем трехдневный воркшоп, по итогам которого сдала тест на бекграунд. Тест показался ей очень сложным, и она думала, что не прошла, но организаторы рассмотрели в ней качества, необходимые для успешного прохождения программы: интеллект, потенциал и настойчивость (Шанис семь раз подавала заявку на восстановление в коммьюнити-колледж, несмотря на бюрократию). В итоге ее приняли.

“Я долго получала отказы и была счастлива, что меня куда-то приняли. Именно поэтому я с головой погрузилась в учебу – не потому, что она могла многое мне дать, а от того, что я почувствовала, когда меня приняли куда-то вопреки тому, что я многого не знаю, но за то, что что-то я все-таки знаю”, – делится Сеинт Льюис.

В рамках программы студентов не только учат писать код, но также рассказывают об индустрии, помогают влиться в нее, знакомя с представителями IT. “Уметь кодить – это не все. Это основа. Мы наблюдаем размножение трехмесячных буткампов, они потрясающие, но не для нашей аудитории, у которой нет преимуществ и привилегий, чтобы преуспеть. Для этого мало уметь писать код. Если бы так, то бесплатных онлайн-курсов хватало бы с головой”, – считает Шу.

Учиться можно по вечерам или по выходным. Также есть возможность приходить на занятия по будням. Сеинт Льюис ходила в школу по понедельникам и пятницам, чтобы работать на выходных. В будущем C4Q надеется ввести стипендию для своих студентов и поддерживать их финансово, пока они не закончат обучение.

Шанис признается, что учится программировать с нуля тяжело, но ей помогало стремление выбраться из нищеты. “Я постоянно расстраивалась из-за отсутствия стабильности, поэтому понимание того, что если я окончу эту программу – у меня появится стабильность – было очень мотивирующим”, – говорит она.

Ее группа выпустилась 12 июня. Некоторые выпускники уже устроились на работу в компании, среди которых Uber и LinkedIn. Сеинт Льюис получила место джуниор-разработчика в стартапе Propel, где разрабатывают приложение для семей, которые экономят на продуктах при помощи продуктовых талонов. “Моя семья живет на этих талонах, так что я отлично понимаю, какие внедрять функции, чтобы улучшить приложение”, – говорит Шанис.

Некоторые выпускники основали собственные компании. Моавия Элдиб, чья семья иммигрировала из Египта, чтобы вылечить редкое заболевание у младшего сына, бросил школу после шестого класса, чтобы помогать семье. После учебы в C4Q он запустил проект SmartSpot, прошел в Y Combinator и привлек инвестиции.

Шу надеется, что таких кейсов будет больше: “Мы верим, что люди с любым достатком должны иметь возможность не только научиться писать код и получить работу в IT, но также создать собственную компанию и стать предпринимателем.

Я не говорю, что каждый должен быть предпринимателем, но каждый должен иметь такую возможность”.

Следующий шаг – выход за рамки Нью-Йорка. “Технологическая индустрия создала огромные богатства в Сан-Франциско, Нью-Йорке и других городах, но также породила огромное неравенство, которое мы сегодня наблюдаем. Мы хотим трансформировать технологии – вместо неравенства создать драйвер для развития возможностей и равенства. Не только в Нью-Йорке, но по всей стране”, – говорит Шу.

К слову, в Украине тоже есть достойная внимания инициатива – школа UNIT.Factory. Правда, набирают туда только людей моложе 30 лет. Ранее AIN.UA ответил на 10 самых часто задаваемых вопросов о UNIT.Factory.