Как правильно увольнять людей: 8 правил Алены Владимирской

Думаю, на земле нет такого руководителя, который любит увольнять. С годами мы просто учимся это делать минимально болезненным для всех образом. Но всегда увольнение — это травма не только для сотрудника. Это травма для того, кто увольняет. Это больно, неприятно, страшно. И нет причины думать и рассчитывать, что будет иначе. Но есть некоторые приемы, выработанные мной годами, с которыми мне делать это проще.

  1. Я всегда помню, что компания идет вперед. И еще год назад незаменимые сотрудники могут стать не просто заменимыми, но и мешающими двигаться. Поэтому я всегда живу с осознанием — никаких кармических долгов: нельзя держать человека «за прошлое». А следовательно, каждый труд должен быть адекватно оценен в текущем моменте: доплачен и похвален. Чтобы потом, если вдруг вектор развития компании и сотрудника разойдется, не стать ментальным заложником «мы так ему обязаны».
  2. Увольняя, хвалите. Говорите, как много ценного сделал человек. Это правильно и честно. Как ни странно, увольняя, часто начинают «гнобить» человека, тем самым прикрывая свой страх. Правильная формула: «ты много для нас сделал, мы очень благодарны, но сейчас…»
  3. Постарайтесь помочь. Подскажите, где в каких компаниях человеку будет хорошо, подскажите, чему доучиться, что изменить, и если можете, порекомендуйте туда, где ему будет хорошо (это не про слить конкуренту неудачника — это про то, что если он не подходит вам, есть миллион компаний, где навыки этого человека крайне нужны).
  4. Объясните всем остальным в команде, что произошло и почему. Максимально корректно. Чтобы в команде не поселился страх.
  5. Не переходите на личку с увольняемым сотрудником, но скажите об увольнении лично. Не передавайте это действие эйчарам. Не будьте трусом.
  6. Приготовьтесь к разному поведению людей. Кто-то воспримет спокойно, кто-то может плакать, кричать, обвинять. Просто спокойно и очень вежливо помогите человеку: заплакал — предложите платок и воды, закричал — переждите вспышку первого гнева и продолжите разговор спокойно.
  7. Сразу знайте, кому передать все дела этого человека. И спокойно проконтролируйте, что передано все.
  8. В последний день еще раз публично поблагодарите. Даже если по какой-то причине не очень хочется это делать.

И да, вы руководитель. Хотите, чтобы бизнес шел вперед, знайте — ежегодно придется увольнять тех, кто сейчас по целям не совпадает с целями компании. Никакая лояльность и человечность не должна мешать главному — скорости роста вашего бизнеса. А для нее важно вовремя покупать нужные компетенции. А для них нужны деньги и места. Но про покупку компетенций совсем другая история.

Напомним, ранее на AIN.UA выходила подборка реальных историй увольнений реальных людей. Правда, эти люди сами решили, что пора уходить.

Майя Ярова: Редактор, журналист. Работаю в AIN.UA с 2012 года. Пишу о стартапах, инвестициях, продуктовых и аутсорсинговых IT-компаниях. Связаться можно в Facebook и по e-mail: Для связи: Почта | LinkedIn | Facebook