Общество уже не первый год спорит о том, смогут ли компьютеры и роботы все-таки отобрать у людей львиную долю работ. Одни считают, что, определенно, да. Более того, по их мнению искусственный интеллект со временем разовьется настолько, что получит возможность выполнять не только те функции, которые поддаются автоматизации, но и более сложные задачи, посильные пока только человеку. Другие же, такие, как, например, глава совета директоров компании Alphabet Эрик Шмидт, уверены, что искусственный интеллект – не угроза для большинства специальностей. Более того, совместная работа с «умными машинами» сделает людей продуктивнее и поможет улучшить их навыки и знания.
Пока лишь можно смело предположить, что через несколько лет искусственный интеллект будет активно использоваться в вопросах бизнеса и производства. И это изменит представления о привычной работе во всех направлениях – в том числе, и в журналистике. Редакция AIN.UA разобралась, какие инновационные технологии уже сегодня используются в продвинутых редакциях, а что пока остается недоступным.
Уже реальность
Редактура – неотъемлемая часть работы журналиста, которую, казалось бы, может выполнять только человек, ведь даже самые инновационные машины не умеют “читать между строк”. Но искусственный интеллект уже научился распознавать разные контексты и посылы, которые стремился передать автор текста.
И самое интересное, что такими возможностями обладает ПО, которым мы пользуемся ежедневно. Яркий пример – расширение Microsoft Word под названием Editor, которое компания представила прошлой осенью. Оно «вычитывает» текст не только на предмет грамматических, но и стилистических ошибок, предлагая варианты корректировок. Помимо Editor, есть и другие приложения со схожим функционалом – например, украинский проект Grammarly, Atomic Reach и т.д.
Еще одно достижение искусственного интеллекта на поприще профессиональной журналистики – ПО, способное быстро анализировать содержание статей и составлять их краткое резюме. Это достаточно удобно для тех, кто работает с большим массивами информации и тратит часы и даже дни на ознакомление с исходными материалами перед тем, как начать работу над собственным текстом. Такие программы работают не только с большими и громоздкими статьями, но и с обычной электронной почтой.
Такие приложения (вроде алгоритма, разработанного компанией Salesforce, или приложения Algorithmia’s Summarizer) значительно экономят время, помогая в потоке информации сконцентрироваться на том, что действительно имеет значение, и работать на результат. Вместе с тем стоит отметить, что искусственному интеллекту пока далеко до человеческого восприятия смысла написанного текста.
Поиск информации – одна из самых важных составляющих работы журналиста. С появлением интернета и Google данные уже перестали быть роскошью, но их релевантный поиск все еще требует некоторых доработок, которые позволят оперативно и без ошибок находить именно то, что нужно, не отвлекаясь на посторонние результаты поиска. Эти технологии важны для журналистов прежде всего тем, что они значительно повышают шансы на попадание созданного контента в целевую аудиторию. В этом направлении сейчас активно развивается голосовой поиск и персональные помощники, такие как Amazon Alexa, Google Home и т.д.
Нерелевантные или оскорбительные комментарии под статьями – одна из самых неприятных забот всех онлайн-журналистов. Но искусственный интеллект научился бороться и с этим. Одной из первых опробовать на себе инновации решилась газета The New York Times, передавшая функции управления и модерации комментариев роботу.
Возможное будущее
Существует предположение, что искусственный интеллект однажды «научится» писать не хуже человека. Краткие новости он способен составлять уже сегодня, но в будущем, по мнению Криса Хаммонда, представителя компании Narrative Science, машины будут в состоянии рассказывать целые истории и, вполне возможно, смогут претендовать на получение Пулитцера.
Пожалуй, одним из самых обсуждаемых представлений о совместном будущем журналистики и искусственного интеллекта в прошлом году стал отчет, представленный изданием Associated Press (AP), которое активно интегрирует инновации в собственные процессы. В АP уверены, что журналисты будут сотрудничать с роботами ежедневно, собирать и анализировать с их помощью информацию, брать интервью, попутно анализируя голоса спикеров на нотки неуверенности, и надиктовывать в конце рабочего дня готовую статью, которую компьютер сможет самостоятельно откорректировать, отформатировать и опубликовать.
Так или иначе, но привычная журналистика, методы работы СМИ и подачи информации в ближайшее время могут кардинально измениться. Вероятно, широкие возможности искусственного интеллекта и его способность самостоятельно генерировать короткие новости и тексты позволит людям сосредоточиться на создании актуального контента, затрагивающего важные проблемы современности.