Релиз Counter-Strike: Global Offensive состоялся 21 августа 2012 года. Известный большой доли геймеров онлайн-шутер вышел на платформе Steam, а его стоимость составила $10. Помимо этого, CS:GO также заглянула на консоли прошлого поколения — Xbox 360 и PlayStation 3. Собственно из-за того, что новая игра из серии Counter-Strike изначально задумывалась как мультиплатформенная, CS:GO так сильно отличалась от CS 1.6 и CS:Source, которые на тот момент доживали свои последние дни. Благо, что Valve позже одумалась и сделала упор на разработку и развитие ПК-версии игры.
Неудивительно, что полуконсольную игру сообщество хардкорных ПК-геймеров восприняло без особого энтузиазма. Старые игроки из эпохи 1.6 не могли привыкнуть к новой необычной механике, в результате чего многие киберспортсмены завершили свою карьеру и так и не вернулись к этой игре. Новых же, избалованных казуальными шутерами, вроде Call of Duty, просто было нечем удивить.
В результате этого, аудитория игры была достаточно низкой, а про-сцена почти не развивалась. Поворотным событием стал анонс DreamHack Winter 2013, который состоялся спустя год после релиза игры. Этот ивент был проспонсирован лично Valve и получил статус «мейджора». Первого Major-ивента в истории CS:GO.
Чтобы собрать рекордный на тот момент призовой фонд для соревновательного CS:GO в размере $250 000, Valve решилась на небольшую хитрость. Разработчики игры выпустили обновление под названием The Arms Deal Update, который добавил в CS:GO косметические предметы, а если быть точнее — скины на оружие, которые можно получить из сундуков. Таким образом, в тот момент CS пошла по стопам Dota 2 и, несмотря на первоначальное неодобрение со стороны олдфагов, подняла так нужный ей в то время хайп вокруг себя.
Построив фундамент, позже Valve специально выпустила Esports 2013 Case под DreamHack Winter 2013, часть с продажи которого и уходила в призовой фонд турнира. Аудитория CS:GO быстро привыкла к сундукам и стала серьезно тратиться на них, а Valve быстро собрала нужную ей сумму для первого мейджора. Такая схема краудфандинга продолжала работать и в 2014 году.
После первых киберспортивных сундуков Valve пошла еще дальше и добавила в игру сувенирные наборы с предметами CS:GO, которые можно было получить при просмотре матчей DreamHack Winter 2013. Благодаря этому турнир получил ощутимый буст в плане количества зрителей. По сегодняшний день Valve активно пользуется этой хитростью, что не раз позволяло ей собрать у экрана мониторов более одного миллиона зрителей на трансляции.
Как итог, профессионалы ожидаемо стали интересоваться дисциплиной, увидев столь быстрый прогресс и перспективы, так же как и обычные игроки, которые заложили основу возрождения CS-сообщества. Именно так началась условная “первая эра” мейджор-турниров.
Первая эра
Стартовый этап развития мейджоров начался с DreamHack Winter 2013 и закончился тем же турниром, только в 2014 году. Major-ивенты проходили на небольших площадках, игровое сообщество еще начинало формироваться, а трансляции CS:GO только набирали обороты. Valve продолжила работать с краудфандинговой системой, выпустив после этого еще два кейса — Esports 2013 Winter Case и Esports 2014 Summer Case, но призовой фонд оставался на прежней отметке – $250 000.
Турнир | Призовой фонд | Победители |
DreamHack Winter 2013 | $250.000 | fnatic (Devilwalk, pronax, JW, znajder, flusha) |
EMS One Katowice 2014 | $250.000 | Virtus.pro (Snax, byali, pashaBiceps, NEO, TaZ) |
ESL One Cologne 2014 | $250.000 | NiP (Fifflaren, GeT_RiGhT, Xizt, friberg, f0rest) |
DreamHack Winter 2014 | $250.000 | Team LDLC (shox, NBK, Happy, .IOShiMa, SmithZz) |
На самом старте этой эры лучшей командой в мире была Ninjas in Pyjamas. В то время, как небольшая часть сообщества все еще верила в CS 1.6, шведский коллектив был одним из первых, кто начал серьезно тренироваться в CS:GO и готовился выступать на тогда еще формировавшейся про-сцене. Из-за этого NiP столкнулась с минимальной конкуренцией на первых порах, так как пришедшие в новую игру составы ничего не могли противопоставить шведам из-за своей неопытности. В итоге, все это вылилось в серию восьмидесяти семи LAN-побед подряд для Ninjas in Pyjamas. Прервать это победное шествие смогла Virtus.pro (kUcher, Dosia, AdreN, Fox, ANGE1) на SLTV StarSeries V Finals, но даже после этого у команд ушло много времени, чтобы сбросить NiP с пьедестала CS:GO-первенства.
Вместе с развитием CS:GO стала угасать мощь Ninjas in Pyjamas. Новые команды уже знали, чего ожидать от NiP, и обыграть легендарных шведов уже перестало быть непосильной задачей. Именно это привело к тому, что несмотря на свою раннюю доминацию, NiP лишь с третьей попытки выиграла мейджор — ESL One Cologne 2014.
В этот же период времени Valve сделала еще один немаловажный шаг в сторону повышения популярности своего детища. Специально для EMS Katowice 2014 (а затем и для всех последующих мейджоров), разработчики игры выпустили наклейки с логотипами шестнадцати участвующих в турнире команд. И все остались довольны: обычные пользователи были рады украсить стикером свое оружие, игроки получили хорошую денежную поддержку (50% от продажи наклеек уходило команде), а Valve создала на ровном месте новый способ заработка.
На сегодняшний день стикеры с EMS One Katowice 2014 являются одними из самых дорогостоящих предметов в CS:GO. К примеру, голографическая наклейка Reason Gaming стоит около $1800 на торговой площадке Steam. И это при том, что во времена мейджора в Катовице подобные предметы можно было получить из капсулы, которая стоила всего $1 ($0,25 на распродаже).
Последнее слово было сказано DreamHack Winter 2014, где все и начиналось всего год назад. Однако, здесь не обошлось без скандалов. Игроки команд Titan и Epsilon Esports — KQLY и Sf — получили VAC-бан на свой Steam-аккаунт прямо перед DHW, так как были уличены в использовании читов. Вследствие этого, организаторы дисквалифицировали эти коллективы из четвертого Major-турнира в истории CS:GO.
Столь сенсационное открытие не осталось без внимания со стороны комьюнити. Обычные зрители стали сомневаться в честности топ-игроков и строили теории по поводу того, что читерство на LAN-турнирах вполне реально (а это позже подтвердил игрок emilio). Больше всего ненависти в свою сторону получили игроки JW, flusha и shox, однако не было никаких фактов, подтверждающих их причастность к использовании софта. Подобная «охота на ведьм» продолжается и по сей день на форумах HLTV и саб-реддитах /r/GlobalOffensive или /r/VACsucks, но пока ни разу не было точного подтверждения того, что подобные вещи все-таки происходят.
В матчах с участием Sf и KQLY хватало подозрительных моментов
Второй скандал DH Winter 2014 случился скорее по вине сотрудников Valve. Они хорошо знали о существовании проблемы, о которой мы сейчас поговорим, но не предприняли каких-либо превентивных мер перед DHW. К обвинениям в сторону fnatic о читерстве прибавилось еще то, каким образом они сыграли в четвертьфинале против Team LDLC. Шведы совершили невероятный камбэк со счета 3-13 до 16-13, использовав запрещенный буст на Overpass. Количество ненависти, которое получила fnatic в свою сторону, было неизмеримым. Из-за этого шведская команда позже лишилась своего слота в полуфинале, отказавшись от переигровки решающей карты в пользу соперников. И, как оказалось, не зря. Team LDLC выиграла DH Winter, обыграв в гранд-финале NiP и заработав первый титул мейджор-чемпионов для французской сцены.
Из-за роста дисциплины, увеличилось количество турниров от сторонних организаторов. Так CS:GO получила большую поддержку в развитии своей про-сцены благодаря организациям FACEIT, Starladder, ESEA, ESL, DreamHack и нескольким другим. Особенно их влияние повысилось во второй эре мейджор-турниров, которая прошла во времена 2015 года.
Вторая эра
Пойдя по проверенному пути, Valve продолжила сотрудничество с ESL и DreamHack в 2015, проведя вместе с ними три мейджора — ESL One Katowice, ESL One Cologne и DreamHack Cluj-Napoca. Стоит отметить, что после DHW не было выпущено ни одного Esports Case. Судя по всему, в тот момент Valve решила лично выделять деньги на Major-ивенты.
Турнир | Призовой фонд | Победители |
ESL One Katowice 2015 | $250.000 | fnatic (olofmeister, KRIMZ, flusha, JW, pronax) |
ESL One Cologne 2015 | $250.000 | fnatic (olofmeister, KRIMZ, flusha, JW, pronax) |
DreamHack Cluj-Napoca 2015 | $250.000 | Team EnVyUs (kennyS, kioShiMa, apEX, Happy, |
Зная о том, что достаточно большое количество игроков заинтересовано в CS:GO, организаторы мейджоров стали проводить их на больших площадках. Такой, к примеру, стала Lanxess Arena, способная вместить до 20 000 человек. Неудивительно, что турниры из серии ESL Cologne стали одними из самых посещаемых и культовых в истории CS:GO. Люди со всего мира съезжались в Кёльн, чтобы лично увидеть, как проходит Major-ивент: это добавляло своей атмосферы
И как раз таки в этом году произошел очередной рост по количеству зрителей для CS:GO-мейджоров. Valve выпустила сувенирные наборы для новых карт Overpass и Cobblestone, где были помещены одни из самых дорогостоящих скинов в игре. Желая получить AWP | Dragon Lore или M4A1-S | Masterpiece, зрители смотрели каждый матч на этих картах. Однако другие, менее популярные наборы, тоже не обделили вниманием, поэтому многие зрители смотрели все матчи, чтобы заработать хотя бы какие-то скины.
Кроме того, Valve сделала интересное нововведение, связанное со стикерами. Помимо логотипов команд, начиная с ESL One Cologne 2015, разработчики стали выпускать наклейки с автографами каждого игрока со списка участников Major-турнира. Правило 50% для Valve осталось в силе, но теперь деньги шли лично в карманы киберспортсменов. Со временем некоторые киберспортивные организации стали регулировать эти отношения. Заметив, как много денег приносят наклейки, они стали прописывать особые пункты в контрактах с игроками, по которым даже с автографов будут идти отчисления в пользу клуба. Впрочем, некоторым командам удавалось выбить для себя все 100% (не считая доли Valve).
В 2015 году мы стали свидетелями становления многих команд, среди которых можно выделить Team SoloMid (сегодняшняя Astralis), Luminosity Gaming (SK Gaming) и Team Kinguin (FaZe Clan). Однако особого внимания заслуживает fnatic, которая выиграла два мейджора подряд. Подписав дуэт KRIMZ и olofmeister из LGB Esports (а позже еще и dennis’a), шведская команда побеждала почти на всех фронтах. Учитывая успехи fnatic, она несомненно войдет в CS:GO-историю как одна из величайших команд на про-сцене.
Немалый вклад в развитие и расширение зрительского сектора Major-турниров также внесли гэмблинг-сайты, вроде CSGOLounge. Мания скинов со временем лишь усилилась, и игроки стали делать ставки своими предметами на профессиональные матчи. Наблюдая за тем, пройдет ставка или нет, ставочники увеличивали количество просмотров матчей на сторонних турнирах и особенно Major-ивентах. Можно сказать, что сайты со ставками с помощью скинов тоже положительно повлияли на развитие CS:GO-сцены и игры в целом.
Поэтому неудивительно, когда Valve запретила существование такого рода сайтов, турниры по CS:GO потеряли большую часть аудитории. Но случилось это уже в течение третьей эры мейджоров.
Третья эра
Текущая эпоха включает в себя три состоявшихся Major-ивента и один предстоящий — PGL Major Krakow 2017. Началось все с MLG Columbus 2016. Неожиданно для комьюнити, Valve впервые дала права на проведение мейджора не ESL и DreamHack, а Major League Gaming. А вместе с этим был увеличен призовой фонд до $1 000 000, что впоследствии стало обычной практикой.
Турнир | Призовой фонд | Победители |
MLG Columbus 2016 | $1.000.000 | Luminosity Gaming (FalleN, fnx, TACO, coldzera, fer) |
ESL One Cologne 2016 | $1.000.000 | SK Gaming (FalleN, fnx, TACO, coldzera, fer) |
ELEAGUE Major 2017 | $1.000.000 | Astralis (gla1ve, device, dupreeh, Xyp9x, Kjaerbye) |
PGL Major Krakow 2017 | $1.000.000 | –//–//– |
Отсюда началась новая эпоха также потому, что начиная с MLG Columbus Valve ввела систему региональных Minor’ов, в которых команды из Европы, СНГ, Америки и Азии без статуса легенды и слотов на квалификации могли бы побороться за слот на LAN-отборочные к мейджору.
Участники финальной LAN-квалификации на мейджоры:
- 8 не вышедших из группы команд на прошлом мейджоре;
- 2 команды из EU Minor;
- 2 команды из CIS Minor;
- 2 команды из Asia Minor;
- 2 команды из Americas Minor.
Данная система оказалась успешной и стабильно применяется ко всем Major-ивентам. Многие считают, что у нее есть свои недостатки, вроде вызывающего вопросы распределения слотов среди регионов, но, похоже, Valve полностью устраивает данная ситуация и компания не намерена менять что-то в этом плане.
По сути, MLG Columbus можно назвать одним из лучших, если и вовсе не лучшим Major-ивентом за всю историю CS:GO. Здесь произошел еще один зрительский пик, ведь на тот момент гэмблинг-сайты еще были живы, окончание эпохи доминации fnatic (вызванное провалом в четвертьфинале и последующей травмой руки olofmeister), что усилило конкуренцию на про-сцене, и восхождение бразильцев из Luminosity Gaming, которые пришли из ниоткуда и по сей день держатся на топ-уровне.
Проблемы начались как раз таки с ESL One Cologne 2016. Valve осталась недовольной этим ивентом, так как его смотрело намного меньше зрителей, чем на предыдущем мейджоре, что говорило о непозволительном шаге назад в развитии. Представители ESL заявили, что ивент в Кёльне посмотрел один миллион зрителей, в то время как у MLG Columbus это число достигло отметки в 1,6 миллиона. В результате этого, Valve отказалась проводить третий Major-турнир в 2016, чтобы подогреть зрительский интерес.
Помимо этого, зрители в онлайне остались недовольны качеством трансляции от ESL, постоянными задержками и рядом других мелких технических проблем. В свою очередь, посетители LAN-финала в Lanxess Arena ни на что не жаловались. Неизвестно, действительно ли после этого отношения между Valve и ESL ухудшились, но с того момента компания больше не получала права на проведения мейджора. Кроме того, ситуация начала набирать новые обороты и ESL пошла вразрез с интересами Valve. Например, ESL разрешила игрокам с VAC-баном играть в ее лигах по истечению срока бана. У Valve же читеры и намеренно проигравшие матч игроки, вина которых была впоследствии доказана (примеры — iBuyPower и Epsilon Esports), получают пожизненный запрет на участие в Major-ивентах.
Вместо этого, Valve обратила свое внимание на ELEAGUE, которая провела два замечательных сезона своего CS:GO-ивента. Качество проведения турниров от EL было на высоте, в результате чего и был анонсирован ELEAGUE Major 2017.
И хоть организаторы провели этот чемпионат на высшем уровне, но побить зрительский рекорд все равно не удалось. Цифры остались прежними — один миллион на пике трансляции и 670 000 человек в среднем. Однако, здесь была и положительная сторона — ELEAGUE Major посмотрело почти в три раза больше человек, чем The International 2016, и в два раза больше в сравнении с чемпионатом мира по League of Legends (без учета китайской аудитории). При этом призовой фонд турнира был в двадцать раз меньше, чем у The International.
В марте 2017 года PGL объявила на весь мир о том, что она организует следующий CS:GO-мейджор. На данный момент PGL успела провести все Minor-квалификации и закрытые LAN-отборочные, при этом получив лишь позитивные отзывы со стороны CS:GO-сообщества. Для примера, можно привести пользовательский UI (user interface — пользовательский интерфейс), который стал глотком, чем-то новым для сферы трансляций профессионального CS:GO.
CS:GO растет как киберспортивная дисциплина, увеличивая свои призовые и количество престижных турниров. Любимому миллионами онлайн-шутеру нужен толчок в развитии, а его как раз таки может предоставить PGL. Для Valve CS:GO — самая популярная дисциплина, ведь Major-ивенты по CS:GO уже обошли The International по количеству зрителей. Но, в отличие от последнего, сумма призовых здесь сильно ниже. Возможно, в будущем Valve смогла бы использовать тот же способ наполнения призового фонда, что и в Dota 2 – ввести систему краудфандинга. Благодаря продаже внутриигрового предмета Battle Pass, призовые в этом году уже превысили $20 млн и продолжают расти. Но пока ничего подобного Valve так и не сделали.
Напомним, список участников PGL Major Kraków 2017 уже сформирован. Турнир начнется 16 июля и продолжится неделю.