«Это великолепно. Я еще никогда не видел такую большую металлическую сковородку. Я бы хотел спросить у инопланетян, как выглядит их планета, но я даже не могу представить, как они сами выглядят», — говорит мистер Фу, стоя на смотровой площадке FAST. Фу — обычный турист, который приехал посмотреть на самый большой радиотелескоп в мире. С момента открытия объекта осенью 2016, на смотровой площадке уже побывали тысячи таких, как он. Тем не менее, FAST до сих пор не эксплуатируется по полной — радиотелескоп планируют запустить через несколько лет. Но даже в нерабочем режиме он впечатляет. Это самая большая «тарелка» в мире. Вторым по размерам объектом является обсерватория Arecibo в Пуэрто-Рико, диаметр металлической конструкции которой почти на 200 метров меньше.

Оба радиотелескопа параболической формы – именно этот фактор позволяет фиксировать волны по оси параболы в конкретной точке над «тарелкой», где и расположены приемники. Но при этом параболические телескопы должны быть управляемыми, ведь по мере того, как вращается планета, волны просто уходят с оси и отражаются от самой «тарелки». Для этого телескоп Arecibo оборудован специальной системой коррекции, которая улавливает отраженные сигналы, а параллельно существенно увеличивает вес конструкции. Такой способ не годился для FAST, поэтому команда инженеров разработала специальную систему, которая в реальном времени сдвигает параболическую ось и нацеливает оборудование на конкретную точку, при этом не теряя способность уловить остальные сигналы и не нагружая общую конструкцию.

Процесс возведения телескопа.

Чтобы построить FAST, Китаю потребовалось 5 лет и $180 млн, выделенных из государственного бюджета. Обсерватория находится в провинции Гуйчжоу, в горном ущелье. Чтобы ничего не мешало работе FAST, власти переселили около девяти тысяч местных жителей, ведь любые цифровые устройства, находящиеся близко к объекту, создают радиопомехи. Войти в зону FAST с включенным сотовым телефоном нельзя — при входе посетителей тщательно обыскивают и просят выключить любые аппараты. Все же, обсерватория предназначена для поиска инопланетной жизни и общения с ее представителями, а это очень важное дело.

«Отец» и главный ученый обсерватории Нэн Рендун не стесняется открыто говорить о своих планах и привлекать внимание к главной цели FAST. В 2016 году он заявил, что радиотелескоп станет площадкой для революций в астрономии. Первой задачей «тарелки» станет обнаружение тысячи новых пульсаров (источников радиоизлучений), что прольет свет на экзопланеты, расстояния в космосе, черные дыры и другие космические явления. На сегодня в общей сложности обнаружено около 2500 пульсаров, и цель в тысячу новых на одну обсерваторию кажется просто невероятной.

Дик Манчестер, радиоастроном Австралийской организации научных и промышленных исследований, заявил: «Каждый раз, когда мы находим новые пульсары, обнаруживаются и новые явления. Цель в тысячу источников реальна, мы несомненно найдем много неожиданных и интересных объектов».

Мониторинг пульсаров поможет подтвердить и объяснить природу «темной материи» — невидимой материи, которую ученые считают основой вселенной. Кроме того, FAST сможет исследовать гравитационные волны, которые исходят от движущихся на просторах космоса массивных объектов. Но несмотря на все возможности обсерватории, люди боятся именно инопланетян. Глава одной из китайских астрономических организаций Пэн Бо говорит, что «по сравнению с другим современным оборудованием, вероятность, что FAST обнаружит внеземную цивилизацию, выше в 5-10 раз». Это и настораживает китайцев, которые живут и работают неподалеку.

Конечно, это все круто, но если внеземная жизнь и существует, то смогут ли ее представители понять нас, а мы их? Многие ученые считают, что развитие на одной только Земле не было уникальным. Расстояния в космосе настолько огромны, что вероятность того, что мы не поймем инопланетян очень малы и даже невероятны. Но некоторые все же считают, что цивилизации на других планетах более развиты и давно в курсе, что на Земле есть жизнь.

«У других цивилизаций могли быть миллиарды лет на эволюцию, нашей же всего несколько десятков тысяч лет. Очевидно, что любая друга цивилизация будет намного более продвинутой, чем мы. Наша история, с точки зрения эволюции звезд, очень короткая», — говорит Дуглас Вакоч, президент организации METI International, которая занимается вопросом поиска инопланетной жизни.

По словам ученых, это может стать камнем преткновения для общения. Если цивилизация будет всего на 300 лет старше нашей, то с учетом темпов развития технологий вполне вероятно, что мы не поймем инопланетян, а их знания будут непостижимы для нас.

«Нужно оптимистично относиться к поиску жизни. С каждой находкой мы все ближе к условиям, которые могут быть пригодны для жизни. Но у нас пока даже нет информации о том, что в космосе существует хотя бы бактерия», — сказал Вакоч.

«Думаю, эта тарелка найдет их, — говорит турист, разглядывающий FAST. — Это прорыв в изучении вселенной. Я бы даже поздоровался с инопланетянами, а после поговорил с ними о нашем происхождении. Хочется знать, откуда мы и к чему идем».