Ежедневно американцы тратят в интернете около $1,2 млрд. За последние пять лет эта цифра удвоилась, в ближайшие пять лет удвоится еще раз, говорят в Департаменте торговли США. Но финансовая инфраструктура интернета устарела и довольно медленна. Рост электронной коммерции уже давно опережает развитие технологий. В большинстве своем программное обеспечение, которое обрабатывает транзакции, очень устарело, а современное ПО, написанное банками или финансовыми посредниками, оставляет желать лучшего и вряд ли станет победителем хакатона по элегантному коду.

В 2010 году Патрик и Джон Коллисоны решили наладить процессы в этой сфере. Основанная братьями компания Stripe выпустила программное обеспечение, которое подключается к веб-сайтам и приложениям для проведения мгновенных транзакций. Lyft, Facebook, DoorDash и тысячи других компаний взяли Stripe за основу финансовых операций. Ежегодно сервис обрабатывает транзакций на десятки миллиардов долларов, зарабатывая на небольших комиссиях системы. Половина американцев, купивших что-либо в интернете, возможно, совершила покупку с помощью Stripe. Все это сделало братьев Коллисонов самыми молодыми миллиардерами в мире — их компанию оценили в $9,2 млрд, что в несколько раз превышало оценку ближайших конкурентов.

Но платежи — это жестокое поле битвы. Множество стартапов, банков и крупных компаний вроде Google и Apple пытаются захватить этот бизнес с помощью своих систем. Эта «гонка вооружений» ставит под сомнение высокую оценку Stripe и вообще существование стартапа. Брендан Миллер, аналитик Forrester Research, утверждает, что Stripe «оценили намного выше многих игроков с тысячами сотрудников и большими объемами работы по всему миру». Оправдать стоимость можно партнерством Stripe и Amazon — недавно небольшой сервис начал сотрудничество с американским гигантом в закрытом режиме. Но информации об условиях сделки нет, только светящийся на сайте Stripe логотип Amazon. Представители крупнейшего интернет-магазина отказались комментировать этот вопрос — всему свое время.

До того, как стать миллиардерами, в свободное время братья Коллисоны разрабатывали приложения для iPhone. Первой программой стала офлайн-версия Wikipedia, которую ребята продавали за $8. Вскоре они разработали уникальный способ управления аукционами на еBay и продали созданную под эту область работы компанию Auctomatic за $5 млн. После выпуска из колледжа в конце 2009 года братья начали работать над системой, которая вскоре получила название Stripe. Они арендовали офис в Пало-Альто и два года оттачивали идею и технические составляющие сервиса, тестировали свои услуги и общались с банками. По большей части, завязывание отношений с регулирующими органами и кредиторами было самым долгим процессом, ведь все, что нужно для работы системы — это семь строчек кода на сайте для обработки платежей.

В 2011 году Stripe увидел свет: Патрик стал исполнительным директором компании, а Джон — президентом. Подход к работе у братьев был необычным — они обращались напрямую к разработчикам из банков и регуляторов, чтобы показать все технические преимущества системы и убедить их настаивать на подключении Stripe в спорах с финансовыми директорами.

Сегодня же Stripe — это финансовый механизм более чем 100 000 предприятий. Он хранит ключевую финансовую информацию (данные о кредитных картах и сделках), добавляет поддержку сторонних услуг вроде Apple Pay и Android Pay. В обмен на свои услуги компания забирает 2,9% от суммы платежа в виде комиссии, но чем больше сумма, тем меньше становится процент. Хотя Stripe не раскрывает данных о количестве обрабатываемых транзакций, аналитики говорят, что цифра доходит до $50 млрд в год, из которых $1,5 млрд — выручка компании.

Серьезную конкуренцию Stripe составляет Braintree Payment Solutions LLC, дочерняя компания PayPal. Рядом в списке также находится голландская компания Adyen BV, которая обслуживает такие корпорации как Netflix, Airbnb и Uber. Тем временем Square сосредоточилась на обработке розничных продаж, Google и Apple — на продажах техники, а Alibaba Group Holding вовсе создает свои индивидуальные системы для подобных целей. Параллельно старые игроки рынка платежных систем заключают контракты с крупными розничными торговцами и пытаются модернизировать свои технологии, тогда как Stripe продолжает привлекать внимание стартапов. Братья планируют нажиться на стремительном росте следующих молодых и амбициозных компаний, похожих по масштабам на Uber или Airbnb. Патрик утверждает: «Большинство успешных идей еще впереди».

Сейчас Коллинсоны объединяют силы для укрепления позиций. С каждым месяцем в компании появляется все больше опытных специалистов: разработчиков, тестировщиков, маркетологов и «белых хакеров». В работе Stripe использует новейшие технологии и старается сделать все возможное для успешной и бесперебойной работы сервисов. Например, для анализа платежей в сети и выявления подозрительной активности ребята используют искусственный интеллект. Он отслеживает каждую проведенную транзакцию и предупреждает клиентов о возможных опасностях. Сейчас такая надстройка бесплатна, однако в ближайшем будущем Коллисоны планируют брать деньги за обслуживание и поддержку системы безопасности, устанавливая ее клиентам.

Несколько месяцев назад Патрик отправился в Израиль на встречу с инвесторами и молодыми предпринимателями, которые заинтересованы в Stripe. Большую часть поездки он чувствовал, будто и не уезжал из Долины — офис Google в Тель-Авиве был завешан плакатами «Tech it Easy», а на каждом шагу его встречали горшки с растениями и надписями «Ты выдающийся!». Однако вскоре Патрику пришлось поехать в западную часть Израиля, чтобы пообщаться с представителями организации Leaders, управляющей единственным технологическим парком в регионе. Беседа завязалась вокруг прошлогоднего продукта Stripe под названием Atlas. За $500 долларов магазин получает номер налогоплательщика и банковский счет в США, юридические и налоговые консультации. Благодаря Atlas времени на такую процедуру тратить почти не нужно — всего пара кликов и можно работать, тогда как обычно процедура занимает несколько недель и требует поездки в США.

За счет Atlas многие предприниматели из стран третьего мира получают возможность развиваться, иметь доступ к клиентам и венчурным инвестициям из США. На этом Коллисоны и построили свой бизнес: «Места, который остальной мир недооценивает, двигают нас вперед», — говорит Патрик, исполнительный директор компании.