“Это невероятно эмоциональный опыт и, я думаю очевидно, какую часть жизни тратят большинство основателей на свои компании”, – делится впечатлениями с Quartz аналитик Fractl Керри Джонс. 

Точность анализа ограничена, поскольку выборка состоит из менее чем 200 постов. К тому же, они написаны основателями стартапов, а они поделились только той частью истории, которую посчитали нужной. “Независимой стороны, которая бы оценила компанию не было. Это стоит принять во внимание”, – объясняет Джонс. 

Но, тем не менее, проведенный анализ достаточно масштабный. Для стартапов, участвовавших в нем, наиболее часто упоминаемый основателями фактор — это даже не закончившиеся деньги, а нежизнеспособная бизнес-модель. 

Данные, собранные с постов разного времени – от начала 2000-х до сегодняшнего дня, также отображает причины в зависимости от отрасли стартапа, финансирования и объема привлеченных инвестиций.

Зависимости причины от отрасли

В зависимости от отрасли, в которой работал проект, выделяются главные причины его провала. Так, фешн-компании чаще всего называли проблемы с деньгами (средства либо заканчивались, либо проекты не могли привлечь новое финансирование). Компании, работающие в сфере социальных медиа, чаще всего сталкивались с проблемами получения traction и создания жизнеспособной бизнес-модели. Основатели software-компаний утверждали, что их главной проблемой был слишком большой ФОКУС на технических аспектах продукта и игнорирования реальных потребностей пользователей.

Стартапы с инвестициями против развивающихся на собственные средства

При исследовании аспекта финансирования стартапов, Fractl выявили другой интересный паттерн. “Рассматривая собранные данные, я начала замечать, что стартапы с инвестициями чаще всего указывали причиной то, что у них закончились деньги”, – говорит Джонс. Так 28% проектов из 147, получивших финансирование, жаловались именно на это.Среди стартапов, которые развивались на собственные деньги, их нехватка была аж на 10 месте среди указанных причин. Всего четыре из 40 проектов без инвестиций назвали ее в качестве причины неудачи. Главной проблемой для них была нежизнеспособная бизнес-модель (25%). Это частично может объяснять, почему некоторые из этих компаний не смогли привлечь инвесторов: пятая часть bootstraped-стартапов не смогли найти финансирование. 

Проекты без инвестиций чаще (в 15% случаев) называли причиной провала недостаток опыта или нужных навыков (к примеру, отсутствие инженеров с правильной экспертизой). В то время, как проекты с инвестициями жаловались на это только в 3% случаев.

Причины провала в зависимости от объема инвестиций

Удивительным выводом исследования стало то, что проекты с большим объемом инвестиций чаще всего терпели неудачу из-за конкуренции. Это не было проблемой для стартапов без финансирования или с инвестициями менее $1 млн. Но среди компаний, которые привлекли более $10 млн, конкуренция была одной из главных причин. Из 77 стартапов с восьмизначной суммой на счету 19% сказали, что не выдержали конкуренции, несмотря на денежные вливания. Таков был пример Gowalla, конкурента Foursquare, который привлек $10,4 млн прежде чем сдаться.

Пол

Хотя 194 проекта нельзя считать репрезентативной выборкой, Джонс утверждает, что только 18 провалившихся стартапов имели по крайней мере одного сооснователя-женщину. Это может быть подтверждением данных венчурного фонда First Round, которые показывали, что проекты с хотя бы одним сооснователем-женщиной показывали лучше результаты, чем полностью мужские команды. Это также может просто говорить о том, что в мире стартапов просто мало женщин-основателей.

Хорошая мысль приходит опосля

Некоторые из постов основателей написаны сразу после закрытия компании, но некоторые – спустя годы. В любом случае, общей темой для них стало то, что осознание ситуации пришло уже после того, как все произошло. 

“Во многих случаях, они не могли описать что пошло не так, пока все уже не было сделано. Думаю, основатели набираются мудрости после случившегося. Для меня, настоящая ценность именно в том, что они делятся этой информацией. Это помогает теперешним основателям стартапов быть немного более осведомленными о том, что им стоит искать”, – подводит итог Джонс.