Для начала нужно разобраться, что вообще представляют из себя эмоджи и чем они отличаются от эмотиконов. Например, эта фигура — 🙂 — эмотикон. Это пиктограмма, собранная из разных типографских символов. Пользователи, создающие смайлики (эмотиконы), ограничены только своим воображением и доступным набором символов для создания комбинаций. Эмоджи — это уже предопределенный «персонаж», основанный на неком стандарте (Unicode). Сравнивая оба символа, эмотикон, обозначающий улыбчивое лицо, это тот же самый эмоджи под именем «улыбающееся лицо» (?), но уже в виде иконки.

И смайлики, и эмоджи используются в текстовых сообщениях с целью показать определенную эмоцию без надобности отправлять дополнительную графику: фотографию, изображение или нарисованную от руки иллюстрацию. Но изначально причиной популярности эмотиконов и эмоджи также стал экономический фактор: у людей было ограниченное количество символов для отправки текстовых сообщений. Стандартное SMS-сообщение вмещает 160 символов (для кириллицы — всего 70 символов), поэтому с ростом популярности мобильных переписок появилась необходимость вмещать как можно больше смысла и эмоций в одно короткое сообщение. Так типографские пиктограммы, а после и эмоджи, стали своего рода многослойным иероглифом в 21 веке.

Первый и оригинальный набор эмоджи разработал Сигетака Курита для японского оператора мобильной связи NTT DoCoMo в 1999 году — тогда оператор первым запустил мобильный интернет по технологии i-mode (следующий этап после WAP — прим.ред). Всего Сигетака создал 176 эмоджи размером 12×12 пикселей, на которых были изображены люди, места и вещи, которые «могли покрыть весь спектр человеческих эмоций». Но язык тела и интонация не могут быть переданы в битах и байтах, к тому же, спектр ограничен количеством символов (как в SMS и Twitter) и просто природой переписки — сообщения почти всегда короткие и эфемерные. Стремление создать универсальный язык, который выходит за рамки простых слов, совершенно не ново и до недавнего времени было попросту невозможно, однако доступные сегодня технологии в корне все изменили.

На протяжении тысячелетий люди используют знаки для коммуникации: в наскальной живописи, например, или кодифицированной письменности. Знаки используются для отметок, передачи идей, информации или смыслов. Интересно, что пиктограммы впоследствии превращались в буквы и знаки, которые представляют собой единый звук. А появление эмоджи возвращает все на круги своя: к идее текста в виде изображения. Сегодня 6 из 10 самых популярных приложений — мессенджеры. Статистика показывает, что люди проводят больше всего времени со смартфоном именно за переписками. Ирония здесь в том, что чем более открыты мы к технологиям и устройствам, тем сложнее нам правильно понимать друг друга.

Эмоджи — это способ обойти ограничения в пространстве, времени, стиле и даже разговорной речи. Представьте только, что самым популярным словом в 2014 году стало даже не слово, а эмоджи сердца. А в 2015 году словом года Оксфордского английского словаря стало эмоджи лица со слезами счастья. Но в то же время иконки совершенно не подходят для длинных текстов. Их все еще слишком мало, они работают в довольно узком спектре и только для акцентирования, это нужно помнить.

К сожалению, эмоджи не могут избежать ограничений и цензуры. В 2015 году, например, Instagram запретил пользователям соцсети использовать эмоджи с изображением баклажана ? из-за схожести изображения с мужским половым органом. Это смешно, ведь в это же время эмоджи пистолета, ножа, таблетки, черепа, бомбы и сигареты ?????? остались разрешенными. Одним из событий, значительно повлиявших на развитие эмоджи-культуры, стал выпуск компанией Apple клавиатуры с иконками в операционной системе iOS 5. Изначально клавиатура предназначалась для японского рынка, но вскоре после взрывного роста интереса Apple добавила возможность установить ее и для других стран. Популярность эмоджи принесла как раз универсальность — вне зависимости от того, на каком языке разговаривают пользователи, каждый мог понять собеседника просто благодаря иконкам.

В последние несколько лет эмоджи буквально взорвали мир: их используют как в текстовых переписках, так и в рекламе, идентификации брендов. Появились ресурсы, которые объясняют смысл каждого символа эмоджи, например, своеобразная Wikipedia — Emojipedia, онлайн-словари, трекеры использования эмоджи в социальных сетях. Есть даже сервис, который говорит «что не так с вашей жизнью» после анализа недавно использованных иконок. Художники и писатели тоже иногда используют эмоджи в качестве средства самовыражения. Часто иконкам посвящают целые выставки, а самые оригинальные проекты с использованием эмоджи забирает в коллекцию Музей современного искусства в Нью-Йорке.

Мы все чаще видим, как эмоджи проникают в реальную жизнь. И это не просто модное течение — это уже часть человеческого взаимопонимания. Но главное в этом деле — стандартизация. Если на iOS вы видите прекрасное золотое сердце, то для пользователя Android оно может оказаться вовсе волосатым и совершенно непривлекательным. Это проблема гигантских корпораций, таких как Apple, Google, Facebook. Компании являются полноправными членами консорциума Unicode, и эмоджи для них — это крупный бизнес, который рассматривается как один из ключевых для привлечения и удержания пользователей на своих платформах.

На этом моменте стоит вспомнить историю нижнего подчеркивания. Нижнему подчеркиванию, как типографскому символу, потребовались сотни лет на принятие в качестве универсального при чтении, написании и печати. Между каждой основной операционной системой тоже существуют отличия, как упоминалось выше, но, возможно, следующим шагом в развитии эмоджи как раз станет принятие различных форм одной и той же иконки для выражения дополнительного смысла в тексте. Так мы придем к универсальности. Например, тонкие геометрические эмоджи будут предназначены для использования в вебе, а более красочные — для официальных и формальных сообщений.

Интересным поводом для обсуждения уникальности новой культуры стало добавление Apple необычного эмоджи с изображением глаза в диалоговом пузырьке ?‍?. Считалось, что компания создала уникальный эмоджи специально для своего нового приложения, однако вскоре стало известно, что это специальный символ кампании против издевательств (anti-bullying) под названием I AM A Witness («Я свидетель»). Так Apple обошла официальный процесс утверждения Unicode, создав эмоджи с помощью уже двух существующих и утвержденных: глаза ?️ и диалогового пузырька ?️. Уникальную иконку могли увидеть все пользователи устройств с поддержкой Unicode, однако использовать могли только владельцы техники Apple. В 2015 году Unicode все-таки добавила эмоджи в официальный список и сделала возможным использование на других устройствах.

Ко всему прочему, труд Unicode очень важен для популяризации универсального языка — в последнем наборе, например, уже доступно 1620 эмоджи, еще 67 готовятся к выпуску. Мы находимся в авангарде внедрения новых технологий, методов выражения и средств коммуникации. И как индикатор роста пост-цифровой культуры и типографии, использование эмоджи является частью первого по-настоящему универсального языка для всех жителей планеты.