Выбирайте инициативных и энергичных людей. Не верьте в резюме

По мере того, как мы развивались и расширялись, начал ощущаться недостаток контроля. Очень быстро добавлялись новые сервисы, увеличивалась база партнеров, а количество документов всегда необходимо было обновлять. Такая полноценная компания уже слишком велика, чтобы управляться тремя людьми. Мы начали всерьез заниматься поиском новых членов команды: юристов, маркетологов, дизайнеров, программистов.

Как оказалось потом, весь процесс подбора персонала был построен неправильно. Огромное внимание мы, как и другие компании, уделяли резюме, в которых всегда достижения преувеличены, а неудачи завуалированы. К нам приходили работать люди с действительно отличными показателями в университетах и на прошлых работах, но совершенно не приспособленные к практическому решению задач и абсолютно не заинтересованные в поиске новых креативных идей и решений. Современный пророк и философ Нассим Талеб присвоил бы им свое фирменное значение – «хрупкоделы».

Максим Селиванов, Олег Смотров, Никита Смотров.

С того момента мы полностью стали игнорировать образование (за исключением юридического) и больше внимания начали уделять личным качествам кандидатов. Например, на собеседованиях мы просим, чтобы кандидат рассказал нам про свою самую большую проблему, с которой он сталкивался, и ее решение. Тот, кто не достигал чего-то и не сталкивался с проблемами, не будет знать деталей об этом. Мы искали активных, работящих людей, не откладывающих дела в долгий ящик. Как показало время, проект двигают именно они. Инициативные, амбициозные, идейные члены команды с максимальным набором практических навыков.

Уделяйте дизайну достаточно внимания

Очень многие компании стали успешными потому, что они уделяли колоссальное внимание внешнему виду своих продуктов и совмещали его с технологиями. И дело даже не в том, что в 2017 году огромное внимание потребителей сосредоточено на внешнем виде продуктов и соответствию их с трендом, а в том, что клиенты покупают глазами. Создайте невероятно красивый продукт, добавьте в него немного действительно качественных возможностей, и вы уже будете успешнее 80% компаний.

По нашим наблюдениям, когда клиент заходит на веб-сайт какой-либо компании, ему достаточно всего 30 секунд, чтобы на подсознательном уровне принять или отвергнуть продукт. Если вы зайдете на сайт американского правового сервиса Avvo, очень велика вероятность того, что вам будет действительно приятно пользоваться этим продуктом, вы получите дозу положительных эмоций, а в конечном итоге – закажите у них юридическую помощь.

Исследовав статистику, мы также заметили, что с каждой сменой дизайна у нас также возрастал и доход от проекта. Вот так выглядели три 3 версии «Дом юриста»:

Дизайн может сделать то, что не подвластно технологиям, – он вызывает эмоции, которые помогают людям запомнить ваш продукт, полюбить его, восхищаться и воспользоваться им. Дизайн нельзя недооценивать.

Клиент должен видеть то, что именно он покупает. Дайте ему полную уверенность в том, что он не останется обманутым

Первая версия проекта «Дом юриста» провалилась. Дело в том, что изначально документы для скачивания были в скрытом доступе. И мы не могли доказать людям, что они действительно качественные и созданы настоящими юристами, как бы ни старались этого сделать. То есть для того, чтобы посмотреть и воспользоваться ими, их нужно было сначала скачать. Наша команда во всю отказывалась принимать этот факт и продолжала улучшать продукт. Когда-то мы даже поставили огромные «бигборды» на некоторых загруженных улицах Харькова. И это была самая плохая затея за все существование нашего проекта! После этого проект приостановился.

В начале 2015 года мы попробовали запустить «Дом юриста» еще раз. Но основным отличием от прошлой версии было то, что клиент мог видеть продукт, который он покупает. На тот момент это были только документы, еще не было различных ресурсов. Мы сделали их полностью в открытом доступе и каждый желающий мог с ними ознакомиться, а иногда даже переписать. Мы, конечно, не думали, что люди будут переписывать, потому что в среднем это 8-9 тысяч символов, но нет же – переписывали, однако таких случаев было не очень много.

Клиенты не доверяют компаниям до того момента, пока они не будут уверены в качестве ее услуг. Вы должны дать им возможность «потрогать» сервис, попробовать его и убедить в том, что клиенты получат не только максимально качественный продукт, но и даже нечто большее. Вот почему многие платные сервисы предлагают своим клиентам бесплатные пробные версии. Это важно для успешного бизнеса.

Следите за своими расходами больше, чем за своими доходами

Наверное, с самого основания компании мы били все рекорды по экономии, что были поставлены на нашем рынке. За все время существование и роста «Дома юриста», мы ни разу не вложили в рекламу достаточно большие средства. Дело в том, что когда компания управляет огромными финансами, или же в нее проинвестировали внушительную сумму, деньги начинают уходить налево и направо без какого-либо контроля. И даже в том случае, если сначала такая компания «выстрелит» и затмит своих конкурентов, этот невероятно быстрый темп роста повлияет в долгосрочной перспективе и может, в прямом смысле, убить такую компанию.

Отсутствие средств позволяет включить нестандартное мышление, креативное решение задач, а еще будет давать вам время подумать и в случай чего поменять бизнес-модель, чтобы быть полезнее клиентам. Органический рост компании лучше, чем искусственный, он дает возможность приспосабливаться. А это является решающим фактором в построении успешной компании.

Добавляйте креатив

Для того, чтобы оставаться на рынке в 21 веке, ведение бизнеса должно быть кардинально иным, не таким, как у конкурентов и других компаний. И дело не в сайте или бизнес-модели. Дело в построении бренда, а он строится благодаря индивидуальным подходам, убеждениям и культуре.

Креативность — это часть нашей культуры, движущая сила всего, чем мы занимаемся. Мы стараемся сделать компанию как можно более интересной и непредсказуемой, чтобы она ассоциировалась у людей не только с инновационными юридическими услугами, но и с весельем. Нам нравится, когда мы развлекаем наших пользователей, заставляем их улыбаться. Это то, что дарит эмоции, а именно они и формируют целостный бренд. Во времена такого изобилия различных компаний, очень не многие из них вызывают эмоции. Многие выпускают продукты, чтобы удовлетворять потребности. Хотите построить успешную компанию — добавляйте креатив.

Наблюдайте

Есть прием, который мы всегда, и по сегодняшний день, применяли, чтобы компенсировать отсутствие собственного опыта ведения бизнеса и построения успешного юридического проекта: мы проводили столько времени, сколько могли, подглядывая за другими компаниями. В основном, за иностранными. Этим мы занимались с самого начала нашей компании.

Некоторые члены нашей команды каждый день уделяют время тому, чтобы исследовать зарубежные юридические фирмы и инновационные продукты разных форматов. Так мы быстро получаем новые идеи и способы решения разных задач.

Нужно идти и смотреть, что делают схожие компании и конкуренты! Обходите их всех до единого. И не ищите плохое. Если вы подхватили ценную идею, значит, у вас на одну отличную мысль больше, чем тогда, когда вы еще не знали ту компанию. И вы должны попытаться внедрить эту идею в свое дело. Нас абсолютно не интересует, что именно наши конкуренты делают плохо. Интересно же то, что они делают хорошо. А ведь каждый что-нибудь хорошее да делает.

Будьте преданы своему делу

Сейчас мы понимаем, что, возможно, первая версия «Дома юриста» не остановилась бы, если бы мы действительно всеми силами стремились улучшить проект. Тогда мы были не полностью преданы своему делу. Теперь мы не перестанем повторять, что успех любой компании напрямую зависит от любви (в прямом смысле) к ней. Вы должны любить то, чем занимаетесь. Только тогда ваша компания станет по-настоящему успешной.

Авторы: Никита Смотров, Олег Смотров и Максим Селиванов — управляющий состав компании «Дом юриста»