Как вы коммуницировали с пользователями на ранних стадиях?
Стив Хаффман (Reddit)
Все компании разные. Нужно помнить, что не все, что хорошо работает в одном бизнесе, будет так же хорошо работать в другом. В случае с Reddit с пользователями разговаривал весь продукт целиком. Мы научились одному: даже самые злые по отношению к вашему продукту пользователи могут стать самыми лояльными клиентами в будущем. Все из-за ценности эмоций.
Эммет Шир (Twitch)
Когда Twitch еще был Justin.TV, лучшие решения принимались потому, что мы делали продукт для себя. Если вы делаете его для себя — вам не нужно разговаривать с пользователями на ранних стадиях. В конце концов вы захотите это сделать, но вовсе не обязательно. Когда я общался с пользователями Twitch, я понял, что круто разговаривать с ними по Skype — так их можно лучше понять. Еще одна важная вещь: мы общались с пользователями других платформ. Если они сознательно решили не пользоваться вашим продуктом, то однозначно могут объяснить, почему не выбрали вас, и вы будете знать над чем стоит поработать.
Как сначала работал ваш минимально жизнеспособный продукт?
Стив Хаффман (Reddit)
Первые строчки кода я написал 3 июня 2005 года, а работать он начал 22 июня. Мы и не планировали выпуск продукта, но Пол Грэм опубликовал ссылку на нас в своем блоге и ничего не сказал об этом. На тот момент у нас даже не было плана по Reddit — мы просто шли за пользователями и все время держали в уме вопрос «что лучше для юзеров и что лучше для нас?». Это помогло добиться лояльности, и если бы мы просто сидели сложа руки, так и не запустившись, ничего этого не было бы.
За следующие полгода мы внедрили массу новых функций, но всего четверть из них продержались дольше, чем пару дней. Были вещи, которые мы считали гениальными, но они не сработали. Если бы мы все это время откладывали запуск, чтобы протестировать все потом, мы бы потеряли много времени и только потом задались вопросом «А почему же не работает?»
Эммет Шир (Twitch)
Думаю, что «минимально выдающийся продукт» подходит больше, чем «минимально жизнеспособный» — второй напоминает целую экосистему, которая работает как живой организм. На самом деле вы этого не хотите — если запускаете уже самостоятельный продукт, который может приносить деньги, то вы слишком долго с ним тянули. Вам нужно, чтобы хотя бы один человек в мире считал продукт выдающимся. Но вы не узнаете этого, пока не покажете проект людям — вот почему стоит запуститься как можно скорее.
Как вы анализируете процесс создания продукта?
Стив Хаффман (Reddit)
В Reddit мы этим даже не занимались. Мы ничего не анализировали и не смотрели на трафик несколько лет. Мы разрабатывали продукт интуитивно, и теперь это вылезло нам боком. Подумайте, какие данные вам нужны на стадии минимально жизнеспособного продукта.
Сперва даже не смотрите на аналитику, просто оставьте ее на потом — главное, чтобы данные вообще были. Если бы я мог вернуться в прошлое и дать себе пару советов, то сказал бы себе потратить полдня, чтобы понять как анализировать данные, собирать их и хранить.
Эммет Шир (Twitch)
Вы поблагодарите себя в будущем, если будете хранить определенные действия пользователей. Если вы этого не делаете — это плохо. Подождите 3-6 месяцев, прежде чем принимать какие-то решения.
Парень, который запустил Mixpanel, дал мне отличный совет — выбрать только 5-7 пользовательских действий и отслеживать их. Остальные просто неважны и их можно игнорировать. На ранних стадиях пользуйтесь Google Analytics или тем же Mixpanel — очень рекомендую.
Что нужно сделать, чтобы достигнуть консенсуса в разработке, после того как пообщались с пользователями и изучили данные?
Стив Хаффман (Reddit)
В Reddit у нас были разногласия по поводу продвижения десктопной и мобильной версий. Это не круто для пользователей, но зато приносит прибыль. Иногда конфликты на этой почве и возникают, но зачастую касаются быстрой или запланированной прибыли — в итоге вы все равно придете к правильному решению. Не беспокойтесь о деталях, обычно проблема находится в корне. Возможно, вы просто плывете против течения — так тоже бывает.
Эммет Шир (Twitch)
Во-первых, если у вас возникло желание поговорить с пользователями, чтобы удостовериться в видении продукта, то вы, вероятнее всего, не сделаете ничего хорошего. Нужно говорить с пользователями не для того, чтобы подтвердить ваше видение, а чтобы получить его. Когда вы проанализируете все полученные данные, то разногласий быть уже не должно.
Что делать стартапам после запуска?
Стив Хаффман (Reddit)
После запуска схема работы каждой компании отличается и будет меняться со временем и ростом. Могу только сказать, что важно знать как именно нужно работать, а не над чем. Лучше начать с решения конкретных проблем.
Задайте себе вопрос: «Чего я хочу достичь за год?». Я, например, работаю двухнедельными циклами. Каждые две недели я проверяю, на какой стадии мой проект и как он развивается. Если все работает, то мы продолжаем двигаться вперед, если есть какие-то нестыковки — мы подстраиваемся и меняем схему работы.
Эммет Шир (Twitch)
Регулярно общаясь с пользователями, не нужно постоянно менять направление движения. Когда Twitch был на ранней стадии, я много общался с пользователями, а после резко прекращал. Мог забросить коммуникацию на полгода, ведь и так знал чего они хотят. Но нужно делать это постоянно, наблюдать, что им нравится, а что нет. Это поможет не просто добавить какие-то новые функции, а как можно лучше узнать пользователей.
Лично я предпочитаю узнавать о своих пользователях как можно больше информации. А после общения я могу потратить полгода просто на то, чтобы проанализировать собранные данные, и вовсе забросить коммуникацию.
Расскажите о процессе создания какой-то функции — удачной или нет — которая есть на ваших сайтах
Стив Хаффман (Reddit)
Сначала Reddit был просто сборищем ссылок, и только через полгода мы добавили комментарии. Сегодня 60% контента на Reddit составляют селф-посты — это когда пользователь создает публикацию с комментариями, которая ссылается на его страницу. Мы никогда бы не добавили такую функцию на сайт — это ведь бессмысленно. Даже большинство пользователей не поняли эту концепцию.
Эммет Шир (Twitch)
Наши пользователи явно намекнули, что хотят зарабатывать деньги на рекламе в своих трансляциях и даже рассказали нам, что другие платформы показывают рекламу поверх стрима, и это мешало. Поэтому мы добавили возможность запуска рекламы на каналах. Мы отдавали часть выручки пользователям, что подстегивало их к сотрудничеству — вышло так, будто мы наняли штат сотрудников, которые приносили нам деньги.
У нас было много предположений и нужно было выбрать, где показывать рекламу. Когда мы отказались от них, нашлось гораздо более практичное решение. Это очень важно — попробовать отказаться от своих убеждений.
Напомним, ранее мы рассказывали о правилах жизни основателя GitHub Криса Ванстраса.