Компания Razer появилась на свет в Сан-Франциско в далеком 1998 году. Основатели компании – американец Роберт Кракофф и сингапурец Мин-Лианг Тан, позже ставший исполнительным директором. Примечательно, что изначально основатели хотели назвать свою компанию Razor – такую идею предложил Кракофф, вспомнивший о том, как он как-то порезал себя бритвой, однако по ошибке Мин-Лианга она была внесена в реестр как Razer. Впрочем, создатели посчитали, что так даже звучит и выглядит круче и оставили название без изменений.
Первый продукт Razer – названная в честь южноафриканской змеи игровая мышь Boomslang. Девайс появился на прилавках магазинов в 1999 году, на его создание ушло около двух лет. Мышь сразу же «выстрелила» благодаря хорошим техническим характеристикам (две вариации в 1000 и 2000 dpi) и восторженным отзывам игроков – ничего подобного на рынке тогда не было, и у шариковой мышки от Razer просто не оказалось конкурентов. При создании Boomslang представители компании регулярно советовались с профессиональными игроками, что позже вылилось в хорошо узнаваемый нынче слоган Razer «For Gamers. By Gamers».
Razer Boomslang громко заявила о себе, однако по-настоящему массовым продуктом не стала. Всему виной постоянные производственные сложности, с которыми сталкивались Razer в 2001–2003 годах. Землетрясение в Юго-Восточной Азии и банкротство ключевых подрядчиков существенно затормозило рост компании и в 2004 году было принято решение о прекращении производства Razer Boomslang. Наступала эра игровых мышек с оптическим сенсором, и компания Razer захотела захватить лидерство в этом очень перспективном сегменте.
«Оптическая эра» началась с выхода мыши Razer Viper, а позже и более совершенной модели Razer Diamondback. Суперсовременный на свое время сенсор, впечатляющие 1600 dpi, синяя подсветка – Razer становится не только самым технологичным геймерским брендом, но также и компанией, выпускающей самые желанные девайсы. Мин-Лианг Тан не желает останавливаться на достигнутом и спустя год параллельным курсом начинается и «лазерная эра» – сингапурцы выпускают свою первую лазерную мышь Razer Copperhead. Впрочем, она проваливается в продажах: игроки массово жалуются на «сырой» сенсор, технология сильно проигрывает по характеристикам (скорость срыва и так далее) популярным оптическим мышкам.
Единственный плюс Copperhead – использование в мыши 32 килобайт встроенной памяти по технологии Razer Synapse. Встроенная память позволяет игрокам сохранять свои настройки прямо в мышке: это подошло игрокам, которые путешествуют по различным LAN-турнирам и играют на чужих компьютерах. Copperhead быстро стал историей, а вот технология Synapse прижилась и получила свое развитие уже в следующих моделях от Razer. В 2017 году наличием встроенной памяти в игровой мышке уже никого не удивить.
Год 2006 стал одним из самых успешных в истории Razer. Американо-сингапурская компания выпустила сразу несколько удачных игровых продуктов. Так, логотип из трех зеленых змей впервые появился на игровой клавиатуре Tarantula. Клавиатура получилась качественной и сходу выиграла в номинации «Best in Show Finalist CES 2006». Не отставали от Tarantula и новые мышки: бюджетная Krait (идеально подошла игрокам с маленькой ладонью), Habu (общий «ребенок» Microsoft и Razer с сенсором от последних) и, главный хит – Deathadder.
В 2006 году Razer Deathadder стал настоящим прорывом в мире игровой и киберспортивной периферии: красивый дизайн, точный инфракрасный 3G-сенсор с 1800 dpi, удобные боковые кнопки, встроенная память. Это сходу оценило игровое сообщество и Razer Deathadder быстро стал одной из самых популярных и востребованных игровых мышек, особенно среди игроков в FPS (шутеры от первого лица). Также в 2006 появились на свет и первые наушники под названием Razer Barracuda. Продукт не стал популярным: на протяжении многих лет аудиогарнитуры были самым слабым местом во всей линейке продукции Razer.
С каждым последующим годом Razer увеличивал ассортимент и к уже существующим моделям мышей, ковриков и наушников добавлял новые. В 2008 и 2009 годах любители компьютерных игр познакомились с мышками Salmosa, Mamba, Orochi, Abyssus, Naga и Imperator, клавиатурой Arctosa (упрощенная версия модели Lycosa), наушниками Piranha, Orca, Megalodon и Carcharias. Последние, кстати, можно считать первой более-менее удачной моделью игровых наушников от Razer, что, собственно, и подтвердили продажи.
Усилив свои позиции в привычных для себя категориях, в 2010-2011 годах перебравшиеся в Сингапур компания переключилась на ноутбуки и девайсы для игровых консолей. Здесь у Razer никакого опыта не было, однако было понимание, в чем именно нуждаются геймеры. Но одного понимания оказалось мало. Razer в те годы изо всех рекламировал преимущества своего нового нетбука названием Razer Switchblade, однако позже оказалось, что никому такое изобретение не нужно. Исправилась компания уже с полноценным игровым ноутбуком Razer Blade.
В 2010 году, после черед финансовых трудностей, компания уже обладала серьезными ресурсами и могла позволить себе небольшие шалости. Так, ограниченной серией была выпущена реинкарнация мышки Razer Boomslang, но уже с оптическим сенсором. За последние несколько лет «зелено-черная» компания выпустила и много лицензированной продукции для различных игр и даже фильмов. Свои версии получали StarCraft II, Dragon Age, Overwatch, Destiny, популярный в прошлом фантастический фильм TRON: Legacy.
Razer активно поддерживала киберспортсменов. Так, помимо всего прочего, в 2008 году Razer некоторое время спонсировали ведущую украинскую Counter-Strike команду A-gaming (бронзовых призеров World Cyber Games), а позже и женский Counter-Strike состав российской команды Mousesports. Сегодня же Razer является одним из ключевых спонсоров для таких известных киберспортивных команд как Team Liquid, SK-Gaming и SK Telecom T1. Первые одинаково хорошо выступают сразу в нескольких дисциплинах, SK-Gaming более известны своим CS:GO составом, а SK Telecom T1 – командой по League of Legends.
Стремительный рост популярности киберспорта обратил внимание «больших акул» на перспективную индустрию. Сейчас Razer изо всех сил старается выигрывать конкуренцию у Logitech, HyperX (игровое подразделение Kingston) и Zowie (киберспортивное подразделение BenQ). Для многих любителей киберспорта и компьютерных игр Razer сегодня – это скорее бренд для казуалов, чем производитель игрового оборудования для настоящих профессионалов из мира киберспорта.
Такое мнение складывается у любителей соревновательных игр из-за яркой подсветки, глянцевого пластика и других дизайнерских решений. Некоторые профессиональные игроки не в восторге и от слишком часто обновляющейся линейки продуктов. Впрочем, несмотря на все это, Razer продает сегодня гораздо больше продукции, чем во все предыдущие годы своего существования. Происходит это в основном за счет значительного роста интереса к самим играм и киберспорту в мире, а также за счет роста самого числа игроков.
По словам Мин-Лианг Тана за последние три года Razer продал своей продукции на миллиард долларов, причем большинство покупателей – из Европы и Северной Америки, а на Китай приходится лишь 13 процентов продаж. Представителей компании не устраивает такое положение дел и, возможно, поэтому Razer готовится к своему первому IPO на гонконгской бирже, которое должно состоятся в конце года. Последние шесть лет компания активно привлекает инвестиции: в четырех раундах было получено более $175 млн. В рамках IPO руководство Razer намерено привлечь около $600 млн. Оценка компании, в таком случае, может составить от $3 до $5 млрд.