Как видно из графика, рост присутствия Smart TV в мире стремительно растет. Там, где рост – там и спрос. И спрос не только на контент, но и на средства его доставки, то есть на разработку приложений Smart TV. Сейчас в Украине эта тенденция набирает обороты.
По заявлению НКРСИ, аналоговый TV-сигнал планируют отключить летом 2018 года. Все уходят в диджитал, а Smart TV – весомая часть цифрового телевидения.
Пока не стоит ожидать большого ажиотажа на разработку Smart TV. Спрос будет порционным и медленным, но понемногу будет расти. Востребованными будут стриминговые приложения, затем подтянутся и маленькие VOD-сервисы.
На этом теория заканчивается, перейдем к сути.
Как это бывает
Рассмотрим типичную для нашего рынка ситуацию.
Допустим, вы – outsource-разработчик Smart TV приложений. К вам обратилась компания, назовем ее «Провайдер 1», которая предоставляет своим клиентам услуги ШПД и IPTV, с ТЗ на разработку приложения под телевизоры. С помощью этого приложения у пользователя должна быть возможность просматривать всевозможные украинские ТВ-каналы 24/7.
Разработка ведется легко (шучу – нет): по API, которое предоставил провайдер, получили ID-каналы, прикрутили авторизацию, биллинг, добавили пару либ, натянули дизайн на плеер и – в продакшн.
Все, кто хоть раз занимался Smart TV разработкой знают, насколько нетривиален процесс публикации приложения – начиная от подготовки презентации и заканчивая длительной «борьбой» с QA-ми магазина приложений.
Большинство заказчиков знают о всех этих проблемах и дабы не ввязываться в вот это вот все – просят вас от себя лично или от имени вашей outsource-компании опубликовать приложение. Казалось бы, вам же на руку. Не совсем так, но об этом позже.
Кажется что-то пошло не так
Теперь приложение доступно в магазине, пользователи качают и смотрят любимое TV, а провайдер считает полученную прибыль с мечтой выйти на IPO 🙂
Вы хорошо себя зарекомендовали перед «Провайдером 1», по рынку разошлась информация о вас и к вам начали обращаться другие провайдер-компании с просьбой разработать тоже самое для них.
Но, как обычно бывает, вместо найма еще трех разработчиков вы решили оптимизировать приложение. Уговорив всех провайдеров и получив от них поддержку, было принято решение о добавлении их в одно приложение. Таким образом, пользователь мог бы выбирать своего провайдера и дальше смотреть линейное TV. Выглядело бы это так:
Ваш бизнес пошел вверх. Теперь уже вы мечтаете об IPO. Но проходит время и тут раздается звонок от «Провайдера 1» с тремя вопросами: «Что с приложением? Почему его больше нет в магазине и куда оно делось с телевизоров пользователей?». После этого названивает «Провайдер 2» с точно такими же вопросами. После третьего провайдера трубку уже никто не поднимает…
Вы начинаете свое расследование и выясняется, что магазин приложений вендора заблокировал вас за дистрибуцию пиратского контента.
Почему это произошло?
Рассмотрим причину и следствие. Для начала о самом процессе блокировки.
Магазин приложений и правообладатели активно используют инструменты и подрядчиков для поиска нелегальной трансляции контента. Например, мы в «1+1 Медиа» самостоятельно разработали подобную систему для защиты своих прав.
После обнаружения факта пиратства начинается плотное взаимодействие в формате «магазин – правообладатель» для подтверждения правообладателями нарушений со стороны приложения, иными словами происходит проверка наличия или отсутствия договоров, права передачи контента третьим лицам и т.д.
Как только документально подтверждается авторские (смежные) права на контент или онлайн-трансляции – начинается процесс формирования complaint form, – электронной формы жалобы, которая инициируется правообладателями по отношению к пиратам.
Результат этого процесса нам известен. Причина блокировки проста: в приведенном кейсе, у одного из провайдеров (№5) не было соответствующих прав на трансляции IPTV-потока. Этого достаточно, чтобы приложение было закрыто навсегда (см. схему 2).
Что важно знать
Там, где контент, там – и авторское право…
По правилам электронных соглашений магазинов Smart TV, именно создатель и владелец аккаунта несет ответственность за наличие авторских и смежных прав на контент, транслируемый в размещенном приложении.
Всегда стоит помнить о том, что вендоры магазинов Smart TV, будучи глобальными компаниями, очень жестко реагируют на факт нарушения авторских или смежных прав. При публикации приложения, вы – как разработчик, принимаете на себя риски и обязательства, изложенные, как правило, в электронном соглашении с магазином Smart TV. Нарушение такого соглашения – приговор для вашего бизнеса.
Если вы дорожите своей репутацией, не поленитесь задать вопрос своему заказчику о контрактах или авторских (смежных) правах на контент и трансляции.
В сухом остатке
Провайдеры №1, 2, 3, 4 найдут другие outsource-команды и в тридорога заплатят за разработку приложений, при этом получат негатив от абонентов, а некоторых, возможно, и потеряют. Пройдет пара-тройка недель, и «Провайдер 5» заключит контракт с медиакомпанией на IPTV-потоки, потому что абоненты – это его основной источник доходов. Да, у него будут убытки, но меньше чем у вас. Потому что вы получите «пожизненную» блокировку в магазине вендора, понесете потерю деловой репутации и, возможно, кто-то из правообладателей или провайдеров изъявит желание с вами судиться.
В этой ситуации у некоторых читателей может возникнуть резонный вопрос: можно же быстро разработать пять приложений под каждого провайдера? Да, так было бы логично. Вы можете создать пять новых аккаунтов продавцов в магазине приложений. Но после такого инцидента у магазина приложений все провайдеры будут находиться под пристальным вниманием, а дополнительный ручной контроль надолго затянет верификацию и публикацию приложений. QA-специалисты легко обнаружат связь между вашими новыми и заблокированным приложениями и тогда – очередной бан.
Для кого-то разработка таких приложений Smart TV – это бизнес, для кого-то блокировка приложений – обыденная работа. Закон об авторском праве всегда на стороне правообладателя и успешно доказуем в суде. Надеюсь, эта статья позволит пересмотреть некоторые подходы к ведению бизнеса и взаимодействию с клиентами.
Автор: Дмитрий Жук, руководитель управления digital-разработок «1+1 медиа»