Новый дизайн и коммуникационную стратегию ведомства разрабатывали представители школы дизайна и программирования Projector и общественной организации Change Communication. Проект реализовали без использования бюджетных средств. Его официально одобрили министр Лилия Гриневич и министерство в целом. С новым визуальным стилем можно ознакомиться на сайте МОН.

Новая айдентика министерства строится вокруг двух графических элементов – круга (знаний) и буквы Н (неисчерпаемость познания), которую формируют два прямоугольника. Министерство также получило фирменные шрифты Innerspace Regular и Bold, который разработал украинский дизайнер Кирилл Ткачев. 

“Мы создали новую визуальную идентичность МОН, которая ФОКУСируется на образовании и науке, а не на министерстве. Новый стиль поможет сделать все виды коммуникаций министерства современными и открытыми. Мы отказываемся от золотых тиснений, искусственной псевдороскоши в пользу четких линий и лаконичных изображений”, – говорится в описании проекта.

В соответствии с новым стилем обновят сайт и социальные сети министерства. На последних уже обновили логотипы. 

Изменения также затронут официальную документацию и презентационную продукцию ведомства. Для международных коммуникаций разработали и англоязычную версию логотипа.

Новый визуальный стиль – часть коммуникационной стратегии министерства на 2017-2020 годы. Ее 27 октября утвердила коллегия ведомства. Основная цель 150-страничного документа – “повысить осознание роли образования в обществе, сформировать запрос на реформу среди всех целевых групп, предложить обществу цель/миссию украинского образования”. Стратегия детально описывает коммуникацию по четырем приоритетам МОН до 2020 года:

  1. Реформа среднего образования “Новая украинская школа”.
  2. Модернизация профтех-образования.
  3. Обеспечение качества высшего образования.
  4. Создание новой системы управления и финансирования науки.

Редакция AIN.UA задала несколько вопросов о новом дизайне и сотрудничестве с МОН основателю Projector Александру Трегубу.

Сколько времени ушло на разработку всего стиля?

Графика в этом проекте — вишенка на торте. Огромная работа была проделана до появления первого пикселя. Команда Change Communication провела глубокое исследование и по его результатам составила новую коммуникационную стратегию министерства. В стратегии прописаны новые смыслы и носители, а один из пойнтов — «оновлення дизайну».

Визуальное решение нашлось довольно быстро. А на утверждения, принятие коллегией, внесение изменений (оказывается, закон накладывает ограничения на внешний вид госструктур), проработку стиля, деталей и прочее понадобилось примерно полгода.

Насколько сложно было взаимодействовать и согласовывать проект с МОН?

Ввязываясь я был готов к тому, что пройду все круги ада. А на деле — работал с очень компетентной командой со стороны министерства. Все четко, корректно и грамотно.

Конечно, было много страхов. Связанных в том числе и с политическими моментами — вдруг кто-то скажет то, вдруг кто-то подумает это. Мы понимали, что многие могут не понять выбранную нами лаконичную эстетику — без книжечек, закладочек, узоров и гильошей. Но каждый раз, когда страхи могли повлиять на проект и развернуть в обратном направлении, команда принимала на себя ответственность и мы шли дальше.

Кстати, министр Лилия Гриневич лично принимала активное и конструктивное участие. В какой-то момент именно ее позиция помогла проекту осуществиться.

Какие в целом были сложности по проекту?

Сам по себе проект очень сложный. Десятки целевых групп — от малышей и школьников до профессоров и чиновников. Мы должны были универсальный сделать стиль, который будет органичным и на школьном стенде и на рекламных бордах и на формальных документах и на представительских материалах.

Универсальный часто = безликий. А мы пытались при всех ограничениях создать запоминающийся образ, который можно будет нарисовать фломастером на салфетке. Да еще и заменить совковую эстетику современной. Поэтому постоянно звучали голоса о том, что это не поймут, что это не примут, что людям не понравится. Приходилось общаться, успокаивать.

Новый стиль МОНа будут критиковать каким бы он ни был. Мы к этому готовы. Но когда все уляжется — стиль будет работать и работать хорошо. Уверен, что проект послужит примером и катализатором для других сфер. Прецедент заразителен. Если государство, наконец, займется дизайном себя, жить будет немного приятнее.

Мы попросили Александра Солонько, экс-главу киевской «Студии Лебедева» и основателя Madcats Agency прокомментировать новую айдентику. Ему работа понравилась, но отметил, что правительство должно иметь единую систему, а не отдельную айдентику для каждого из министерств.

Насколько я понимаю ситуацию (а я ее слабо понимаю), на сегодняшний день создание цельной системы — практически невозможно организационно. Каждое министерство самостоятельно решает свои задачи. Пока задача [по общему стилю] не поступит с самого верха, снизу ее протолкнуть нельзя. Возможно через некоторое время, когда дизайну начнут уделять реальное внимание, это будет возможно. Но комментарий абсолютно верный – эту скалу еще толком не начали лупить.