Украинская версия эстонской разработки получила название “Трембита” – Госагентство выбрало этот вариант по результатам интернет-опроса, который проводился в октябре этого года.
По словам заместителя главы Госагентства Алексея Выскуба, сейчас в Украине работают тысячи административных процессов – работа органов власти между собой, с гражданами, с бизнесом – и большинство таких процессов малоэффективны и зарегулированы, в основном “бумажные”. “Трембита” может исправить ситуацию.
Как пример, он приводит оформление помощи при рождении ребенка. Раньше семье, чтобы получить деньги на новорожденного, нужно было подать в Минсоцполитики пакет документов, включая свидетельство о рождении ребенка. Данные о рождении хранит Минюст. И Минсоцполитики должно самостоятельно получить эти данные у Минюста, не требуя их от граждан. Но происходило наоборот.
Теперь в территориальных отделениях Минсоцполитики родители указывают только номер свидетельства, по номеру происходит автоматический запрос из Минсоцполитики в электронный реестр Минюста, информация сразу проверяется. Родители могут оформить помощь на ребенка онлайн, процесс занимает 1 рабочий день вместо 10.
Еще один плюс этой системы, по словам чиновников из Госагентства – в том, что она хранит сведения о том, кто и когда получал доступ к данным граждан. Предполагается, что чиновники должны получать такой доступ только на основании полномочий, по конкретному запросу. К примеру, если нужны данные для оформления субсидий, чиновник имеет право только на определенную информацию по определенному гражданину. Т.е. работа с реестрами осуществляется по “точечным запросам”, а не через общий доступ.
Также в Госагентстве планируют с помощью этой системы навести порядок в госреестрах. К примеру, реестр актов гражданского состояния (рождение ребенка, брак, смерть) и демографический реестр дублируют друг друга на 80%. Можно просто закрыть поля с данными, которые не относятся к компетенции данного органа. Для решения этой проблемы даже готовится отдельный законопроект.
Такая система стоит порядка 1,5 млн евро. Но покупку и внедрение финансируют доноры: Европейский Союз через программу U-LEAD, Швеция через Шведское бюро международного развития, правительство Эстонии через Министерство иностранных дел Эстонии. Этот проект называется EGOV4UKRAINE.
Приоритетными для работы в этой системе являются такие реестры:
- Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований;
- Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество;
- Государственный реестр актов гражданского состояния граждан;
- Единый реестр доверенностей;
- Государственный реестр обременений движимого имущества;
- Государственный земельный кадастр;
- Единый государственный демографический реестр;
- Государственный реестр физических лиц – плательщиков налогов;
- Реестр плательщиков налога на добавленную стоимость;
- Единый государственный автоматизированный реестр лиц, имеющих права на льготы;
- Государственный электронный информационный ресурс Министерства внутренних дел, в котором обрабатывается информация по вопросам утраченных паспортов;
- Единый государственный реестр Министерства внутренних дел в отношении зарегистрированных транспортных средств и их владельцев;
- Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования;
- Государственный реестр избирателей;
- Автоматизированная информационная система Государственной казначейской службы Украины по учету доходов и расходов бюджетов всех уровней;
- Единый государственный реестр судебных решений;
- Реестр изъятых водительских удостоверений;
- Единый реестр документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ и свидетельствуют принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, сведений о возвращении на доработку, отказ в выдаче, отмена и аннулирования указанных документов;
- Единый реестр объектов государственной собственности;
- Реестр пациентов.
Напомним, в начале октября Верховна Рада приняла закон про электронные доверительные услуги – он обеспечит работу MobileID, BankID.