11 ноября каждого года китайский e-commerce делает грандиозную выручку. «День холостяка» – это аналог Black Friday в Китае. Изначально 11 числа отмечался праздник мужчин-холостяков, которые занимались шоппингом в одиночку, но уже с 2009 года эта дата стала датой массовых распродаж.
В прошлом году китайский интернет-гигант Alibaba собрал на распродаже рекордные $17,8 млрд выручки. В позапрошлом году она составила $14,3 млрд. Но продажи этого года затмили прежние показатели. За 13 часов с момента старта распродажи валовая выручка перевалила за $18 млрд, причем первый миллиард долларов продавцы на площадках Alibaba наторговали за 2 минуты со старта. За полчаса со старта продажи достигли $7 млрд. На момент написания новости выручка составляла уже $25 млрд. Новостной блог Alizila, принадлежащий Alibaba, освещал распродажу в реальном времени.
#Double11 2017: As of 24:00, total GMV has exceeded RMB168.2 billion – more than USD25.3 billion. Mobile GMV: 90%. pic.twitter.com/Kfm3dhNNdw
— Alibaba Group (@AlibabaGroup) November 11, 2017
Интересно, что абсолютное большинство покупок на День холостяка совершалось с мобильных устройств: с самого начала их доля составляла около 84% и затем только росла, составив в итоге 90%. В прошлом году только в течение первого часа покупатели делали 175 000 заказов и 120 000 платежей в секунду. Отметим, что порядка 40% брендов, участвующих в распродаже в этом году – компании не из Китая, согласно eMarketer Retail.
Данные о продажах Alibaba за прошлые годы в млрд долларов (BBC):
День холостяка празднуется в Китае с 90-х годов, он зародился среди студентов вузов. Дата 11.11 состоит из сплошных единиц и символизирует одиночество. Считается, что 11 ноября является одним из самых благоприятных в году для заведения новых знакомств и завязывания отношений. Праздник задумывался как ироничная альтернатива Дню влюбленных, который празднуют 14 февраля на Западе. Самый популярный способ отметить его — обед с единственным другом, на котором каждый должен показать свою независимость.
Недавно мы публиковали статью Екатерины Качан о том, как именно китайский e-commerce получает миллиардные обороты в День холостяка. У этой распродажи есть несколько особенностей. Во-первых, цены ритейл анонсирует заранее. Во-вторых, хитрости маркетинга, к примеру, китайские производители придумали брать невозвратный депозит за доступ к гарантированной распродаже. При оплате 5%-10% от цены товара со скидкой покупатель гарантированно его приобретет, и так далее.
Во время распродажи продавцов иногда ловят на нечестных скидках и предложениях. Среди уловок интернет-продавцов называются замена более дорогих товаров более дешевыми, повышение цены доставки, умножение цены вдвое и т.д.