Крупные стенды на WS обычно занимают большие и известные компании: Microsoft, IBM, Booking.com, Amazon и т.д. Но есть среди участников и страны. В прямом смысле этого слова: государство выкупает стенд, чтобы представить на саммите свою страну. Например, стенд Катара занимал больше месте, нежели Microsoft, и выглядел весьма впечатляюще: как настоящий восточный дом. Столь красочные стенды были не у всех, но чтобы привлечь к себе внимание, представители раздавали воду, делали кофе, организовывали места для общения: даже если разговор не касался тематики стенда.

Зачем государство тратит на это средства? «Мы хотим показать, чем наша страна может быть интересна для вашего стартапа или бизнеса, – отвечали на каждом стенде. – Здесь множество людей со всего мира, и мы хотим, чтобы свой следующий офис они открыли у нас». С каждым желающим готовы общаться представители стенда, есть раздаточные материалы, контакты и т.д. Так, например, поступили Франция, Бахрейн, Англия, Польша и отдельно Берлин. «У нас есть деление, поэтому мы конкурируем за стартапы даже внутри страны», – сообщил представитель стенда добавив, что рядом есть еще и люди из Гамбурга.

Представители Голландии не стали ограничивать себя исключительно желанием привлечь сотрудников из сферы IT. В их презентациях есть все направления, в которых развивается страна: это и агро, и креативные индустрии (почти все лучшие диджеи мира – из Голландии), перевозки, авиа и т.д. Помимо того, страна открыта для работы с инвесторами. В разговоре представитель стенда не забыл упомянуть об одном из самых низких уровней коррупции в Европе и мире, открытом и понятном законодательстве, готовности работать с бизнесом.

Катар и Южная Корея, например, приехали рекламировать свои самые известные стартапы и знакомить с ними аудиторию со всего мира. В том числе, речь об организации встреч с потенциальными инвесторами.

Все действия происходят при активной поддержке государства, на стендах всегда присутствовали сотрудники местного посольства, готовые провести дополнительную консультацию.

Стоит отметить, что конкуренция между странами уже не идет на одном лишь диалоге «у нас комфортнее жить». Пока в Украине пытаются вырастить «100 000 новых айтишников», европейские страны активно запускают стартап-визы для молодых предпринимателей, обещают налоговые льготы при открытие компании в их стране или вообще полный отказ от налогов, помощь при переезде, быстрое открытие бизнеса и дальнейшую поддержку. “Если вы готовы перевезти свою компанию в нашу страну, мы со всем поможем”, – говорит представитель Бахрейна. Практичные действия для привлечения новых людей.

Никто из опрошенных редакцией не сказал, что это их первый WS – все были здесь и раньше. Более того, в ближайшее время стенды этих стран появятся и на других подобных выставках в Европе и США. «Мы не самая большая страна, но у нас точно есть, что вам предложить», – завершает разговор представитель стенда Нидерландов. На флешке, которую дали вдогонку, это «предложить» занимает десятки слайдов с подробной информацией по каждой из индустрии.

К каждому из стендов была очередь из одного или нескольких человек, которые, судя по разговору, расспрашивали о стране и бизнесе в ней. Впрочем, случались и обычные зеваки, которые пришли проведать людей из родной страны. 

На данный момент украинские стартапы в Европе и мире зачастую появляются либо по собственной инициативе, либо при поддержке ассоциаций и частных предпринимателей. Комплексной программы по презентации страны в мире нет.