Star Wars: Battlefront II была одной из самых ожидаемых игр года: ее анонсировали на крупных игровых конференциях, игровые трейлеры набирали десятки млн просмотров на YouTube, а игроки в предвкушении косплеили героев саги. Игра выходит 17 ноября этого года, на PC, PS4 и Xbox One, и она – довольно дорогая. Средняя цена за ААА-игры для ПК – от $30 до $60, за новые “Звездные войны” игроки платили до $80.
Собственно, с жалобы одного из геймеров все и началось. Пользователь Reddit под ником MBMMaverick рассказал, что пожаловался в службу поддержки ЕА, чтобы ему вернули заплаченные деньги: ведь даже за $80 он не сможет играть за Дарта Вейдера – для того, чтобы разблокировать любимого персонажа, придется раздобыть 60 000 игровых кредитов (т.е. наиграть минимум 40 часов). Или же – заплатить за него.
“Буду связываться с поддержкой ЕА для возврата… Я даже не могу поиграть за Дарта Вейдера?! Отвратительно. Эта эра микротранзакций зашла слишком далеко. Но ЕА может зайти еще дальше”.
Пост геймера получил множество голосов, и саппорт ЕА написал в ответ о том, что это сделано с целью “создания чувства достижения и гордости за разблокировку различных героев”. Комментарий моментально начал набирать “минусы”, за 15 часов набрал -145 000 очков, их число быстро перевалило за 500 000 и сейчас – это самый заминусованный комментарий на Reddit со счетом в 680 000 минусов.
Большинство игроков припомнили ЕА “жадность” и желание продавать как можно больше игрового контента. В компании оправдывались тем, что за реальные деньги Вейдера не купишь, но геймеры поняли, что это ограничение обходится. За реальные деньги можно покупать “кристаллы”, за “кристаллы” покупать лутбоксы и получать из них “Звездные карты” – ломая дублирующиеся карты, можно получать внутриигровую валюту – кредиты (лутбокс – популярная сейчас в геймдеве модель монетизации, это как правило платный набор игрового лута, в котором контент подбирается в случайном порядке; подобная механика уже давно действует, к примеру, для продаж наборов карт Magic The Gathering).
Сейчас сам тред – заблокирован, модераторы не в силах регулировать такой накал страстей. По словам модератора Reddit, команда волонтеров из 10 человек просто не может с этим справиться: “Если бы я открыл тред, большинство комментариев были бы в стиле “Идите на**й, ЕА”, “На**й это все” и прочие креативные вариации”.
Игроки не поленились примерно прикинуть убытки компании от единственного комментария (если считать, что каждый минус – это потенциальный возврат).
Естественно, история “самого заминусованного комментария в истории Reddit” тут же попала в СМИ – как игровые, так и общественно-политические.
Ответный ход ЕА не заставил себя ждать. Компания объявила, что “сильно снизила стоимость разлока героев” – теперь Дарт Вейдер стоил 15 000 кредитов, Люк Скайуокер – 15 000 кредитов, Чубакка- 10 000 кредитов.
You keep talking, and we’ll keep listening.
Today, we’ve drastically reduced the cost of hero unlocks in #StarWarsBattlefrontII. Learn more: https://t.co/H6m6ywGMAh pic.twitter.com/fJoJqWDRmo— EAStarWars (@EAStarWars) 13 ноября 2017 г.
Игроки тут же обратили внимание, что компания снизила не только стоимость героев, но и игровые вознаграждения:
EA cut the cost of Star Wars heroes by 75%.
They failed to mention that, according to GameInformer, they’ve also cut rewards by 75%.
“..completing the campaign earned players a unique loot crate that contained 20k credits. That reward is now 5k credits”https://t.co/47OTloMTqY
— Daniel Hardcastle (@DanNerdCubed) 14 ноября 2017 г.
Другие игровые бренды не смогли пройти мимо такого шанса для ситуативного SMM:
В реплаях игроки продолжали критиковать политику компании и писать о том, что собираются оформить возврат. Очередной виток возмущения вызвало то, что с сайта ЕА исчезла кнопка возврата, так что теперь игрокам, желающим вернуть деньги, приходилось обращаться в саппорт и “забивать на возврат, провисев по часу на линии”.
Правда, позже оказалось, что это не происки компании в отношении взбунтовавшихся игроков, а обычный механизм для предзаказов в магазине EA Origin. Но конфликт уже развернулся с новой силой. Журналисты начали писать о том, что игре для спасения репутации понадобится “срочная операция на сердце” – в частности, как можно скорее избавиться от системы лутбоксов и вообще пересмотреть политику микротранзакций.
Игроки тем временем делились негодованием в игровых сообществах, срезали рейтинг игры, всячески изощрялись в юморе: на популярном сайте сетевых приколов 9gag завели отдельный раздел про ЕА.
Если бы EA снимала фильмы по вселенной “Звездных войн”:
Или делала игру о Марио:
В конце концов компания сдалась и объявила, что отказывается от микротранзакций в игре – за часы до ее глобального релиза. Главный менеджер DICE Оскар Габриэльсон (DICE – EA Digital Illusions Creative Entertainment – шведский разработчик игры, принадлежащий ЕА) приносит игрокам извинения и пишет о полной отмене внутриигровых покупок:
“Мы хорошо вас услышали, так что отменяем все in-game-покупки… Это означает, что мы отключаем опцию покупки кристаллов, а весь игровой прогресс будет зарабатываться через геймплей”.
Из истории, изложенной выше, может быть не совсем понятно, откуда взялся скандал таких масштабов? Дело в том, что это не первая стычка ЕА с игровым сообществом по поводу издательской политики в целом и платного контента в частности. История со “Звездными войнами” видимо стала последней каплей.
К примеру, в 2012 году при выходе ожидаемого Mass Effect 3 оказалось, что издатель немного обманул игроков с первым пострелизным DLC (который можно было купить только в день релиза и который содержал уникального героя). Оказалось, что это дополнение и так находится на диске с базовой игрой, а один из геймеров даже записал ролик, где показал, как обзавестись DLC бесплатно. Возобновились шутки о том, что ЕА пишет игру, а затем кромсает куски ее сюжета “по живому” на платный контент, ее называли одним из промоутеров подхода pay-to-win. Студии вменяли в вину и то, что якобы после покупки канадской .IOWare резко снизилось качество ее игр (яркий пример – сиквел серии Dragon Age). Больше примеров можно найти в статьях “За что все не любят EA?” (например, на том же Reddit).
И еще один нюанс под конец: По данным VentureBeat, решение компании “сдаться” было принято спустя часы после звонка от CEO Disney Company Боба Игера к CEO Electronic Arts Эндрю Уилсону. Возможно, компания Disney как владелец франшизы, решила не рисковать ее репутацией перед выходом очередного фильма в рождественский сезон и надавила на издателя.