В начале ноября на AIN.UA вышел материал «Трембита” против бюрократии: В Украине заработала система обмена данными между госреестрами», в котором указывалось, что Эстония передала украинскому Госагентству по вопросам электронного правительства IT-систему, способную объединить государственные реестры в реальном времени.
Украинская версия эстонской разработки получила название «Трембита» — такой вариант был выбран по результатам интернет-опроса, который проводился в октябре этого года.
Как пример процесса, который может быть упрощен, заместитель главы Госагентства Алексей Выскуб приводит оформление помощи при рождении ребенка. По его словам, раньше семье, чтобы получить деньги на новорожденного, нужно было подать в Минсоцполитики пакет документов, включая свидетельство о рождении ребенка (данные о рождении хранит Минюст). И Минсоцполитики должно самостоятельно получить эти данные у Минюста, не требуя их от граждан. Но происходило наоборот.
Теперь в территориальных отделениях Минсоцполитики родители будут указывать только номер свидетельства, по номеру будет происходить автоматический запрос из Минсоцполитики в электронный реестр Минюста. Родители смогут оформить помощь на ребенка онлайн, процесс займет 1 рабочий день вместо 10.
Однако еще в марте этого года Минсоцполитики предоставило гражданам возможность получить помощь при рождении ребенка онлайн. По данным министерства, в 2016 году около 400 000 украинцев посещали органы социальной защиты населения лично, тратя на это свое время.
У автора данного материала в конце сентября родился ребенок, и, глядя на вышеуказанную информацию, развитие технологий и собственное желание, пройти в городе-немиллионнике данный процесс было решено онлайн (спойлер: посетить госучреждения все же пришлось).
***
Для назначения материальной помощи необходим первый в жизни ребенка официальный документ – свидетельство о рождении. Получить его можно несколькими способами: онлайн или офлайн.
- Онлайн (частичный): на специальном сайте Минюста оформить можно только предварительную запись на прием по поводу регистрации рождения ребенка – вы заполняете все формы и выбираете удобное время, чтобы прийти и заполнить данные в отделении РАГС (регистрации актов гражданского состояния). Таким образом, от «онлайн» здесь только запись на прием.
- Офлайн: можно по старинке обратиться в РАГС в вашем городе. Или можно обратиться в специально созданный отдельный кабинет РАГС в роддоме (около 480 роддомов по всей Украине), куда можно спуститься в свободное время как матери, так и отцу, и заполнить документы вручную. Экономии времени при использовании первого пункта практически нет, поэтому был выбран второй способ.
После получения свидетельства о рождении (прописать ребенка можно позже), для оформления помощи онлайн необходимо иметь ЭЦП физлица – электронно-цифровую подпись (сертификат, ключ). Без ЭЦП документы можно просто подать, их предварительно рассмотрят, но посетить орган соцзащиты придется (как и в случае записи на прием для получения свидетельства о рождении ребенка).
Получение ЭЦП
Получить ЭЦП можно у многих аккредитованных компаний и разными способами. Интернет пестрит материалами на тему «Как получить ЭЦП онлайн», во многих из которых указываются сложные и платные способы.
Автором был выбран самый простой вариант: бесплатное получение ЭЦП с помощью «ПриватБанка». Получение ЭЦП и подачу заявления нужно проводить для того родителя, на которого будет оформляться денежная помощь государства (чаще всего это мама).
Если вы являетесь клиентом «ПриватБанка», шаги получения ЭЦП для физлица будут следующими:
- Установка плагина для Google Chrome из официального интернет-магазина Chrome (ссылка также будет показана в «Приват24»).
- Установка криптоплагина для Windows (файл доступен по прямой ссылке или система «Приват24» подскажет ссылку на его скачивание на соответствующей странице).
- Вход в «Приват24», переход в меню «Все услуги – Бизнес – Электронная цифровая подпись». Выбираем «Скачать сертификат», проверяем данные и нажимаем «Далее». Затем нужно выбрать место хранения сертификата (файл с названием «pb_XXXXXXXXXX.jks», где XXXXXXXXXX – ваш ИНН) и придумать для него сложный пароль.
- Подтверждаем выпуск сертификата кодом из SMS и это все – сертификат получен.
Заполнение заявления в электронной форме
Итак, полноценный сертификат ЭЦП получен, теперь идем заполнять заявление на сайт Минсоцполитики, где выбираем пункт «Регистрация/вход с идентификацией ЭЦП».
- Выбираем из перечня ЦСК представленный АЦСК ПАТ КБ «ПРИВАТБАНК», выбираем сохраненный сертификат и вводим его пароль.
- Далее вводим актуальный email и номер телефона, подтверждаем их, и переходим далее.
- Открывается форма, в которой нужно заполнить все поля: данные о ребенке, о матери, об отце, их адреса проживания и т.д.
- После ее заполнения нажимаем «Продолжить». На следующей странице заполненные данные будут представлены в форме готового документа, здесь их нужно проверить и, если все указано верно, нажать «Отправить».
Через некоторое время после того, как документы будут отправлены в Минсоцполитики, на ваш email придет сообщение о том, что заявление принято. Во вложении также будет сформированное заявление в формате PDF.
Процесс получения помощи при рождении ребенка онлайн довольно прост: при подаче заявления в электронной форме в первых числах октября, денежные средства (одноразовая выплата 10 320 грн и 860 грн за первый месяц) поступили на банковский счет в конце того же месяца. Следующая выплата (860 грн) пришла на банковскую карту в десятых числах ноября.
Однако есть нюансы в смежной услуге по начислению средств, которая неразрывно связана с помощью при рождении ребенка (об этом далее).
Реалии получения выплат
О подводных камнях этого онлайн-процесса.
- При подаче заявления возникает вопрос, какой орган соцзащиты должен рассматривать его, на какой именно нужно назначить заявление – по прописке или по фактическому месту проживания? Логичным казался ответ «Где живет мать и будет жить ребенок», что и выбрал автор материала.
Но заявление должно быть подано и рассмотрено органами соцзащиты по адресу прописки того, кто подает заявление, о чем сообщил сотрудник по телефону на следующий день после подачи. Однако переслать, передать или переназначить заявление на другой орган социальной защиты населения, даже в рамках одного города, у них возможности нет – пришлось подавать заявление повторно.
- Данное заявление подается только на получение помощи при рождении ребенка. Денежная помощь по беременности и родам, которая идет параллельно и также выплачивается женщинам, не может быть оформлена онлайн ни сразу, ни отдельным заявлением.
Несмотря на то, что в подаваемой форме заявления присутствуют оба пункта, для ее получения обязательно необходимо обращаться в органы соцзащиты. К сожалению, поставить вторую «галочку» можно только в бумажном виде.
- После звонка сотрудника «правильно выбранного» органа социальной защиты было озвучено, что это заявление принято. Однако для получения материальной помощи по беременности и родам (предыдущий пункт) матери необходимо самостоятельно перезвонить, назначить время визита и прийти к ним в указанный час со всеми документами.
При визите сотрудники удивились, что заявление было подано по месту прописки, а не фактического проживания, и попытались отправить жену подавать заявление по адресу проживания. Жену спасло то, что я был с ней, и настоял на том, что «отфутболивание» тут не пройдет: сотрудник того органа отправил к ним, а они – отправляют обратно.
Однако для завершения процесса у супруги потребовали справку из управления труда и социальной защиты по месту фактического проживания. На мой вопрос, как орган соцзащиты выдаст справку тому человеку, который у них нигде не записан (отсутствует в каких-либо документах, так как не прописан), сотрудница задумалась и сказала «Тогда принесите эту справку на ваше имя». На последовавший за этим мой логичный вопрос «А еы не можете запросить у них эту информацию по электронной почте или просто по телефону?» мне ответили отрицательно.
Поэтому мне пришлось ехать в орган соцзащиты по адресу моей прописки, отстоять в очереди, получить справку, возвращаться в орган соцзащиты по адресу прописки жены, отстоять очередь там и, наконец, отдать справку сотруднице.
«Есть базовое требование закона про админуслуги: орган власти не имеет права требовать от гражданина данные или информацию, которые находится у другого органа власти. Однако это вообще не выполняется. Людей продолжают гонять за документами, которые есть у органов власти, вместо того, чтобы бегали данные. Бегать должны не люди, а данные», — рассказывал AIN.UA в сентябре 2016 года Алексей Выскуб, заместитель главы Госагентства по вопросам электронного управления.
Но пока что полностью уйти в онлайн при использовании электронных услуг нельзя, хотя перспективы для этого есть, и огромные. Возможно, с внедрением эстонской разработки подача заявлений будет еще проще, и родители смогут полностью онлайн подавать как заявление о предоставлении помощи при рождении ребенка, так и помощи по беременности и родам, а также другие всевозможные заявления.
Напомним, ранее мы рассказывали о госреестрах Украины: полная картина того, как хранятся данные граждан.