Про криптовалюту с точки зрения законодательства 

Олег Чурий: Мы считаем, что сложная правовая природа криптовалют не позволяет нам признать их ни денежными средствами, ни валютой, ни платежным средством другой страны, ни валютной ценностью, ни электронными деньгами, ценными бумагами или денежным суррогатом. Немного детальней об этом.

Понятие “криптовалюта” и регулирование операций с ней не попадают под режим регулирования оборота денежных средств, поскольку криптовалюта не существует в виде денежных знаков, банкнот, монет, записей на счетах в банках, она не может быть признана деньгами.  

Понятие “криптовалюта” не попадает под режим регулирования валютного законодательства, поскольку не привязана к денежной единице ни одной страны мира и не может быть признана законным платежным средством другой страны или валютной ценностью

Поскольку криптовалюта не выпускается банком и не является денежным обязательством определенного лица, ее нельзя признать электронными деньгами.

Она также не попадает под гражданские правоотношения по регулированию деятельности с ценными бумагами. В ней отсутствуют признаки документа и эмитента, у нее нет установленной формы с реквизитами, не имеет определения эмитента ценной бумаги и лица, которое имеет на них право. 

Про ICO

Тимур Хромаев: Сейчас в Евросоюзе эти операции рассматриваются как операции с привлечением через краудфандинговые платформы. Это – один из видов краудфандинга. Мы над этим уже работаем. На прошлой неделе был принят проект №5592, он адаптирует две Евродирективы – по раскрытию информации и по проспектам эмиссии. Фактически, вся база регулирования краудфандинга основывается на этих директивах.

Краудфандинговые привлечения и ICO-размещения основываются на условиях привлечения небольших сумм и очень мелких инвестиций. Думаю, в следующем году мы предложим обществу и законодательное, и правовое решение. 

О законопроектах про криптовалюты 

Олег Чурий: Что касается законопроектов о криптовалютах, мы уже предоставили свои комментарии. Внесение таких проектов в парламент является немного преждевременным. 

Тимур Хромаев: Мы свою позицию высказали. Мы считаем, что изменения в законодательство должны соответствовать международным тенденциям. Это, безусловно, не должно быть “законодательство о биткоине”. Такого в мире не существует. Законодательство должно быть нейтральным к технологиям. Это – вопросы использования инструментов в определенной деятельности (к примеру, инвестиционной деятельности). Законодательство должно касаться функциональных вопросов. 

О налогах с криптовалют и майнинга

Олег Чурий: Что касается налогообложения, на сегодня этот вопрос неурегулирован украинским законодательством, но никто не отменял обязанности физлица, которое получает доходы от криптовалют, по декларированию доходов и уплате налогов. В рабочей группе по криптовалютам принимает участие Государственная фискальная служба, и безусловно, вопрос налогообложения – один из главных вопросов, которые необходимо решить. 

Об инвестициях в криптовалюты

 Тимур Хромаев: Сейчас вложения в криптовалюты попадает под общую регуляцию вложений в любые активы. Поэтому нужно раскрывать эту информацию, инвестировать в рамках своих доходов и демонстрировать, что это соответствует украинскому законодательству. 

О национальной криптовалюте

Олег Чурий: В рабочей группе мы работаем и над этим вопросом. Хочу подчеркнуть, что ни одна страна мира пока что не выпустила свою фиатную валюту. Вопрос очень сложный, он связан с финансовой стабильностью и с вопросами деятельности финансовых посредников, влиянием на денежную массу, ситуацию, которая может возникнуть во время кризиса, когда при наличии фиатной криптовалюты ликвидность может мигрировать в нее, таким образом, уменьшая возможности банков для поддержания ликвидности. 

О действиях государства в отношении криптовалют

Олег Чурий: Сейчас создана рабочая группа из трех регуляторов финансового рынка, Минфина и ГФС по правовому регулированию статуса криптовалюты Украины. Цель этого регулирования – защита прав участников этого рынка, инвесторов, вопросы финмониторинга, налогообложения, идентификации лиц, которые участвуют в этом рынке

Мы считаем, что процесс внесения изменения в законодательство Украины не должен быть поспешным, поскольку в мире на сегодня нет единой позиции по криптовалютам. Мы также хотим подчеркнуть, что законодательное регулирование криптовалют в Украине не должно помешать развитию IT-индустрии. 

Тимур Хромаев: Касательно текущих рисков инвестирования в эти валюты, мы видим, что они – очень существенные, учитывая, что в украинском законодательстве нет четкого определения (для этого рынка – ред.). Для инвесторов не существует никаких гарантий. Очень существенная волатильность, что подтверждается показателями, которые мы наблюдаем. Мы хотели бы подчеркнуть, что инвестирование в эти активы – это чисто персональный риск инвесторов. 

Олег Чурий: Мы не отказываемся от своей политики wait and see, мы просто отмечаем, что не признаем криптовалюту валютой. Нам нужно определить, чем она является и внести изменения в законодательство. 

Тимур Хромаев: Регуляторы по ценным бумагам имеют возможность устанавливать статус некоторых инвестиционных активов. К сожалению, НКЦБФР не имеет таких полномочий, но мы над этим работаем. Это уже закладывается в законопроектах, они уже внесены парламент и предоставят нам возможность определять некоторые инвестиционные активы. 

Олег Чурий: После определения статуса криптовалют нужно определить регулятора этого рынка в Украине. Если на сегодня криптовалюты не являются валютой или дензнаками, то, наверное, на сегодня НБУ не может являться регулятором криптовалют. 

Ниже можно просмотреть видеозапись брифинга, основные тезисы также опубликованы на сайте НБУ.