О том, что в Харькове запустят Единый электронный билет с 1 декабря 2017 года, стало известно за месяц до этого: 1 ноября об этом в пресс-центре Харьковского городского совета сообщил заместитель городского головы по вопросам инфраструктуры города Евгений Водовозов, тогда и показал образец такого билета. Сразу же было озвучено, что с 1 декабря с помощью E-ticket можно будет проехать только в трамвае и троллейбусе, а с 1 января 2018 года — и в метро. Сама же продажа E-ticket должна была начаться в конце ноября 2017 года.
Единый электронный билет в Харькове: что это?
По сути, E-ticket это карточка, с помощью которой можно заплатить в транспорте, приложив ее к специальному валидатору. Кондукторы в таком случае не нужны. Приобрести такой билет можно через терминалы на остановках, а также в вестибюлях метро.
Стоимость карты – 30 грн с учетом одной зарезервированной поездки (либо в наземном транспорте, либо в метро). Если владелец карты захочет ее вернуть, ему будет возвращена стоимость карты с вычетом этой одной поездки. Также через эти терминалы можно будет пополнить электронный билет на сумму до 500 грн.
С апреля будущего года харьковчане смогут пополнять E-ticket и оплачивать проезд с помощью банковской карты системы Visa, еще через некоторое время к системе подключится платежная система MasterСard. Правда, скорее всего, речь шла только о бесконтактных платежах Visa PayWave и Mastercard PayPass, так как в терминалах нет считывателя карт с чипом или магнитной полосой.
Пока в городе работают одновременно две системы – старая и новая. Пассажир, который еще не купил в терминале карточку, может зайти в троллейбус или трамвай и купить разовый билет у кондуктора. Со временем бумажный билет можно будет купить только на остановке. На переходный период отводят 3-4 месяца, то есть у пассажиров будет возможность определиться, как им удобнее оплачивать проезд.
Также сообщалось, что всего по Харькову установят не менее 320 наземных терминалов и более 250 – в метрополитене. Харьковские власти установили в транспорте по три валидатора электронных билетов. Однако бумажный билет можно будет отсканировать только на валидаторе у кабины водителя.
За добросовестностью харьковских пассажиров по-прежнему будут следить кондукторы и контролеры.
Единый электронный билет: проблемы в работе терминалов и валидаторов, вандалы против
Стоит заметить, что запуск Единого электронного билета не прошел гладко. Наступило 1 декабря 2017 года, а многие терминалы для покупки E-ticket так и не заработали. В частности, я наблюдал темные экраны терминалов, установленных на Южном вокзале города Харькова. Те, которые включили, тоже работали с перебоями, выдавая некорректную информацию. Также было много случаев неправильной работы самих валидаторов, установленных в трамваях и троллейбусах.
Но проблема в том, что неработающие терминалы – повальная проблема. Я проехал несколько остановок в разных частях города, но найти работающие терминалы оказалось не так просто. Несколько терминалов, что я видел, были испорчены клеем или строительной пеной, из-за чего не работали. В новостях пишут, что это сделали вандалы, но в городе есть слух, что таким образом стараются прикрыть неудачу с запуском проекта.
Купить сам E-ticket легко. Экран терминала разбит на четыре части: есть возможность купить электронную карту, пополнить счет на этой самой карты, купить одноразовый билет на троллейбус и трамвай, а также такой же одноразовый билет на метро. Правда, последняя опция сегодня все же еще не активна.
Выбираете первую опцию на экране, вставляете 30 грн в специальный приемник для денег (сдачи терминал не выдает), и через пару секунд через специальное отверстие внизу получаете E-ticket. Почему-то заявленной одной бесплатной поездки при покупке карты я так и не получил. Спишем все на тестовую работу терминала и различные сбои.
С оплатой в транспорте все тоже просто: прикладываете карту – оплата происходит мгновенно. Сами валидаторы большие, не заметить их сложно. С одной карты можно сделать несколько оплат, но нужна будет пауза: сразу валидатор карту второй раз принимать не будет (такая же проблема есть в местном метро). Проблема лишь в том, что многие валидаторы сегодня точно также не работают.
Итоги
Создается впечатление, что город попросту оказался не готов к запуску E-ticket. Странно, что тестовый период проводится в момент массового запуска услуги, а не до этого: терминалы не работают, валидаторы тоже или их просто нет. На самих терминалах нет простой инструкции, как купить карту и пополнить счет. Рядом с терминалами нет никого, кто бы мог объяснить, как это работает: никакой образовательной работы с населением не проводится. В целом же инициатива правильная, но ее внедрение проходит не лучшим образом.