Основатель агентства Fedoriv Андрей Федорив не стал икорным магнатом

Мой друг занимался морепродуктами. И получил эксклюзив у поставщика из Дании, который продавал классную замороженную красную икру. В аккуратных белых пластиковых боксах по 1 килограмму. Килограмм обходился потребителю примерно в 2 раза дешевле, чем обычная икра в магазине. Икра была без консервантов и вкусная. Мы ее покупали домой, были счастливы и как-то за бутылкой вина почему-то решили, что это золотая жила. И мы сможем за небольшие деньги быстро создать инновационно-икорный стартап и произвести переворот в привычках потребления.

Мы сделали несложный, но премиум-элит-престиж-сайт redikra.com, плюс была какая-то реклама в Google (соцсетей еще не было), произвели дополнительную картонную упаковку, купили сразу несколько дорогих щитов на самой богатой старообуховской трассе и начали ждать.

Фото: Натали Коломиец

Самая сложная работа была у моего бывшего водителя Игорька. Он жил на Теремках. Его холодильник был буквально забит икрой. Рядом с холодильником стояла алюминиевая сумка-холодильник (как для перевозки органов) и лежала красная брендированная форма. Он был на взводе и мог стартовать в любую секунду 24/7.

Прибытие “икровоза” в имения коррупционеров и просто богатых людей с килограммами икры должно было стать впечатляющим шоу и апогеем роскоши – вершиной мира и символом их окончательного успеха. Потом ее нужно было лишь разморозить.

Мы собирались стать Apple в мире доставки икры, очень переживали, что один водитель не будет справляться с потоком заказов, и уже обсуждали, как скачкообразно обеспечить масштабирование нашей икорной империи.

За два месяца мы получили 3 или 4 звонка. И один случайный заказ! Поняли, что к битве мы не готовы и закрыли стартап. Икру съели. Больше всех, конечно расстроился Игорь, который так и не стал повелителем красноикорного мира. А я еще несколько месяцев ездил на дачу мимо нашего увядающего бигборда, который почему-то никто не хотел переклеивать.

Сейчас, в здравом уме я не могу объяснить себе и вам, зачем мы в принципе это делали и почему поверили в эту странную историю, но лучше быстро попробовать и недорого закрыть, чем ничего не сделать и всю жизнь жалеть.

Основатель и СЕО “Уличная еда” Роман Тугашев о неудачном опыте в роли ресторатора

Рассказываю историю о том, как в 2011 году пошел я открывать гастробар “Томатос”. Без опыта и без понимания процессов.

Как сказал как-то Савва Либкин, я слишком поздно понял, что такое P&L. Заработав деньги на успешной юридической практике, успешно их просадил в неуспешном заведении. Этот опыт был куплен мною ровно за $100 000.

Гастробар “Томатос” протянул год. После затяжного открытия, прекрасного медового месяца и длительного конвульсивного периода мне пришлось отдать его за долги. Хотя, положа руку на сердце, это был шикарный период жизни, который мне дал много знакомств, положительных эмоций, благодарных гостей и ценных критиков, которые после стали друзьями.

Чему меня научил этот опыт:

  • не заниматься тем, в чем вообще ничего не понимаешь, на крайняк купить криптовалюты;
  • учиться лучше на работе, будучи наемным сотрудником;
  • настоящая работа начнется после завоевания успеха, удержать всегда сложнее;
  • не открыть ничего на последние деньги;
  • деньги лучше брать у самых близких родственников, шансы, что за вами будут бегать с пистолетом минимальны. Максимум – обида, непонимание, которое со временем сходит на нет;
  • готовность впахивать 24/7;
  • без команды нет успеха;
  • всегда выполнять правило номер 2.

Летом 2013-го я честно сказал себе, что не смог, что #незлетіло, повесил замок на двери и пошел организовывать первый фестиваль “Уличная еда”.

Блогер, основательница Made in Ukraine Юлия Савостина о кошмаре на Новый год

По роду деятельности я много общаюсь с бизнесменами. И много вижу ситуаций, где сила воли, характер и вера в себя и свое дело не дает опустить руки и бросить начатое.

В 2015 году, после окончания второго фестивального сезона, наша команда делала Новый год на Контрактовой. И вот за неделю до начала новогоднего марафона нас кинул партнер. Ладно бы, просто не сделал свою часть работы, но он отказался от финансовых обязательств в 2 млн грн, без которых качественная новогодняя программа была невозможна. Отказаться от своих обязательств перед городом я уже не могла: программа была утверждена, подрядчикам розданы предоплаты, процесс запущен, заезд начался.

Я до сих пор с содроганием вспоминаю, как занимала деньги у всех друзей, брала кредиты и экстренно продавала машину, чтобы рассчитаться с артистами, технарями и сотрудниками.

Мне до сих пор стыдно, что я не сумела сделать из этого нового года сказку и красоту, что не получилось так, как хотелось. Но отказаться от мероприятия в целом я не могла. Поэтому я влетела на эти деньги и еще на дополнительные обязательства, которые взяла на себя и отрабатывала до сентября 2016-го.

Тогда, в страшном январе 2016, когда все отвернулись и делали вид, что ничего не знали, так и надо, “это твоя проблема”, один мудрый человек мне сказал: “Ты можешь обозлиться и обидеться на весь мир, все бросить и со временем даже забыть, а можешь обозначить эти 2 млн как операционный убыток и идти дальше. Убытки – они случаются в любом деле”.

С тех пор прошло два года, а фраза “новый год” дома до сих пор вызывает дрожь. Я рада, что эти 2 миллиона стали всего лишь операционными убытками, и не сломали меня и мою работу, которая не предпринимательство в чистом виде, но направлена на его развитие.

Зачем я это пишу? Затем, чтобы, возможно, вас не убивали нынешние трудности, а просто делали сильнее.

Сооснователь мастерской натуральных напитков Craft Beer House, Krann.com.ua Виталий Грушецкий о первой вафле комом

Мы с Дмитрием Артюх стали предпринимателями 3,5 года назад, и вся наша деятельность состоит из факапов. Но рассказать хочется о самом первом, с которого все началось.

В июле 2014 года мы встретились выпить пива на ВДНХ, где проходил Арт-пикник Славы Фроловой. Там родилась наша первая предпринимательская идея: продавать вафли гофре с разными поливочками на фестивале.

Димон не пошел устраиваться на работу и продал iPad, я уволился с работы и получил последнюю (до сих пор) зарплату.

Заплатив 2000 грн аренды за выходные (тогда это казалось космической суммой), мы потратили все деньги на то, чтобы готовить гостям вафли. И просто “для ассортимента” добавили натуральный лимонад.

В качестве лирического отступления можно сказать, что в первый день был такой ливень, что о продажах речи быть не могло Засыпали мы с мыслями о том, что придется искать работу.

На второй день распогодилось. И казалось, должно понестись, но нет – мы продали одну вафлю. Одну. Единственную Вафлю. Вот он – первый предпринимательский опыт. Факап со старта, так сказать.

Но пока вафельница простаивала, мы продали 100+ порций натурального лимонада. И сделали вывод: будем продавать лимонад. Договорились на следующих выходных заплатить аренду после фестиваля, а все наторгованные деньги вкинули в приличный стенд с надписью “Лимонад”. И продали много лимонада.

Так история с вафлями стала началом и вылилась во все наши последующие проекты, которые выстреливают и проваливаются, зарождаются и умирают, а факапы становятся дороже и дороже. Интересно, что будет дальше.

Начальник отдела развития цифровых услуг “Нова Пошта” Артем Волхонский о неудавшейся карьере серийного предпринимателя

Я хотів мати власну справу з моменту вступу до інституту. З того часу я не полишав спроб, хоча більша частина з них була невдалою.

Перше, що я спробував – розробка сайтів, ми почали цим займатися з одногрупником на початку двотисячних. В ті часи це було надпопулярно, і після пар багато хто біг додому, щоб закінчити проект. Замовник мого першого проекту, сайту знайомств, запропонував мені стати партнером, і я погодився. Так несподівано перша справа закрилася, і почалася друга.

Був 2002-2003 рік. Я займався розвитком сайту знайомств, основною аудіторією котрого були заможні іноземці, що шукали собі дружину в Україні. Справа була прибутковою. Але біда була в тому, що мені це було зовсім не цікаво, і я хотів створити щось власне. На одному з етапів я вирішив, що треба рухатись далі. Ми з напарником розійшлися.

Певний час я продовжував займатися розробкою, версткою та дизайном на аутсорсі (зараз це виглядає дико, а тоді це була норма). Паралельно продовжував пошуки, пробував нове. У різні періоди це були:

  • магазин парфюмерії lacosmo.com.ua (домен досі мій),
  • відкриття магазину «все по 7 грн»,
  • відкриття офлайнової точки продажу мотороллерів та мотоциклів на Петрівці.

Але більше за все я любив велосипеди і розумівся на них. За три роки покатушок я познайомився з власниками майже всіх магазининів та з більшістю постачальникив. Всіх нас об’єднувало одне хобі, тому знайомства відбувалися самі собою. Було відчуття, що я став частиною великої сім’ї. Тоді я зрозумів, що хочу відкрити свій інтернет-магазин, продавати велосипеди, обладнання та комплектуючі.

Я почав розмірковувати над назвою, щоб купити домен. Цей домен до сих пір у моїй власності – adrenalin.com.ua. Справа давалася важко. Не вистачало напарника та розуміння, що робити далі, як вийти у прибуток. Щоб заробляти гроші, я продовжував працювати, а весь свій вільний час присвячував інтернет-магазину.

Більше року мені не вдавалося суттєво зрушити справу з місця. Другим етапом розвитку цього бізнесу було знайомство з майбутнім напарником, що зарядив мене оптимізмом. Тоді ми вирішили купити ще один домен (популярного у минулому велофорума velocity.com.ua) і створили ще один магазин.

Тепер в мене був досвід та напарник, і справа пішла вгору. Кількість замовлень постійно зростала. Я був повністю поглинутий справою. Ми з напарником вийшли на певний етап, коли для подальшого розвитку потрібні були інвестиції. А про це мені було геть нічого невідомо. Згодом партнер вийшов зі справи за сімейними обставинами. Тож у 2011 році я прийняв рішення продати бізнес.

Після продажу всі кошти я з другом інвестував в інший проект — агрегатор доставок їжі. Для цього ми зареєстрували торгівельну марку та домен 247.ua. Але невдале планування і неправильні розрахунки вже на першому етапі дали розуміння того, що подальше вкладання в проект лише збільшить збитки. Від цієї справи ми відмовились.

Не дивлячись на всі поразки та невдалі спроби, я радий, що отримав неоціненний досвід і зміг зробити висновки, котрі мені зараз допомогають як члену команди великої компанії: дбайливо ставитися до витрат і брати за них особисту відповідальність. Адже немає абстрактної компанії окремо від тебе. Є люди, що в ній працюють і безпосередньо впливають на її успішність, в тому числі й я.

Варто ще на старті ставити собі просте питання — чи витратив би я свої гроші на цей проект? Всі справи в компанії зараз сприймаються як особисті. Чи кинув би я поточну справу, якщо закінчився робочий день? Чи влаштувала б мене якість виконання завдання? Влаштувало би мене перенесення дати запуску?

Досягти успіху можна лише у тій справі, що тобі дійсно подобається. Треба горіти нею. Не боятися робити щось вперше і постійно навчатися. Тому цей досвід не можна ні з чим порівняти чи замінити. Для мене це були насичені та важкі роки. І якщо б мене спитали, чи спробував би я ще раз, знаючи що це не злетить, то я би відповів «так». І всім хто ще розмірковує, хочу сказати — робіть! Не спробуєте – не дізнаєтесь. Поганого досвіду не існує, поганим може бути лише його відсутність.

Основател и СЕО Octogin Алексей Малицкийо том, почему неудачи – это здорово

Вирішив нагадати собі вміст папки “Закриті проекти”:

  1. бренд навушників,
  2. брендові шнурівки,
  3. фастфуд,
  4. сервіс сухої мийки,
  5. сервіс доставки товарів з Китаю,
  6. тревел-агенція,
  7. магазини одягу,
  8. сервіс оренди авто,
  9. івент-агенція,
  10. сервіс підписки на косметику,
  11. студія психологічної розгрузки.

Не всі проекти побачили ринок, деякі були закриті через брак інвестицій, зміну ринку, криві руки, відсутність досвіду, невдалий час, шкідливі звички… Але, тільки сьогодні зрозумів, що за свою історію підприємця по хорошому я фейлив один проект в один рік.

І це було афігенно!) Тому фейліть, настільки швидко, наскільки ви можете, і тоді завтра ви будете знати більше і приймати більш якісні рішення!