Все, что вам нужно — это ISIIVE
Спойлер: весь креативный процесс можно описать одним коротким акронимом — ISIIVE.
Он расшифровывается так:
- Insight (проницательность) — четкое понимание проблемы.
- Saturation (насыщение) — поглощение информации и вдохновения.
- Incubation (инкубационный период) — позвольте уму собрать вместе несколько идей.
- Illumination (озарение) — классический момент с лампочкой, которая загорается над головой.
- Verification (подтверждение) — фильтрация решения и действия, обеспечивающие его работу.
- Exploration (исследование) — дальнейшее погружение в идеи.
Кани называет ISIIVE кульминацией мыслей, позаимствованных в работах Михая Чиксентмихайи и Бетти Эдвардса, а также утверждает, что описанная система работает без сбоев. Хотя методика не обязательна к исполнению, а вы наверняка выработаете собственную последовательность действий, вскоре после труда над креативными задачами вы и сами заметите выполнение каждого пункта.
Все начинается с проницательности (insight)
Понимание проблемы во всех деталях — это проницательность.
До того, как стартует креативный процесс, вам нужно спросить себя, собираетесь вы менять что-то, добавлять ему стоимости или искать решения. Только после идентификации проблемы можно приступить к вопросам и разработке инсайта. Кони подчеркивает, что инсайт — это аналитический шаг, а не мгновенный поиск решений. Важнее поставить правильный вопросы и не стоит стесняться глупостей.
Для демонстрации этого он демонстрирует анализ типичной UI/UX-проблемы по методике ISIIVE.
Проблема
Нужно создать процесс оформления заказов с более низким коэффициентом отказов. Сейчас пользователи слишком быстро покидают его, что отражается на выручке.
Примерные вопросы
- Почему люди бросают оформление так рано?
- Когда они это делают?
- Как много времени они тратят на оформление?
- В процессе существуют какие-то противоречия?
- Он слишком долгий для покупателей?
- Он имеет смысл для покупателя?
- Оформлением занимаются нужные нам покупатели?
- Достаточно ли у них информации, чтобы закончить процесс?
- Есть ли проблемы с методом оплаты?
- Можно ли отыскать в процессе постоянную ошибку?
- Не слишком ли дорог продукт?
- Какой способ оформления заказа привыкли видеть покупатели?
- Есть ли последовательность действий, к которой привыкли покупатели?
- Отличается ли она у нас от стандартных решений?
С этими вопросами можно приниматься за поиск ответов, а также следующий за шаг — saturation или насыщение. Его суть заключается в потреблении максимального количества релевантной информации по теме, добытой всеми возможными методами: от чтения до интернет-поиска. Кони объясняет: идея в том, чтобы набраться новых идей в любой удобной форме.
При этом, чем лучше исходная информация — тем лучше окажутся решения проблемы.
Примеры способов насыщения (saturation)
- Исследование конкурентов — что делают другие люди и предприятия в бизнесе, и почему?
- Исследование темы — если это e-commerce, что делают остальные ecommerce-сайты?
- Визуальное и концептуальное исследование — поиск по сайтам, которые могут вдохновить новыми идеями (Behance, Dribbble, LAPA, DS)
- Вопросы друзьям — если они задумывались или видели идеи по этой проблеме ранее, как она решалась?
- Вопросы в интернете — вы будете удивлены, как много умных людей сидят в Twitter, Reddit и соцсетях.
- Чтение онлайн-статей и публикаций — опубликованы ли какие-то высококлассные исследования или инсайты по вашей теме?
- Офлайн-чтение — часто самая ценные дизайнерские сведения можно отыскать только в книгах, обратитесь к ним.
- Осмотр прошлой работы — брались ли вы за такую проблему ранее? Если да, то как? Есть ли релевантные в новом контексте решения?
Кони подчеркивает, что на этом этапе не должно быть временных ограничений, кроме тех, что задали вы сами. Цель в том, чтобы изучить как можно больше.
Инкубационный период (incubation) запускает магию
Эту часть еще называют выборочным забыванием — лучше отойти от проблемы, в буквальном смысле. Например, прогуляться, сменить задачу или немного поесть. Не зря одним из лучших способов считается сон — для многих это единственное время, когда они не заняты.
Кони вновь настаивает, что четких временных рамок не существует — и несмотря на кажущуюся продолжительность, этот этап не обязательно должен занимать часы или дни.
Быстрые идеи для «инкубационного перерыва»
- Отправьтесь на 30-минутную прогулку;
- Идите в тренажерный зал;
- Позавтракайте или пообедайте;
- Выпейте кофе;
- Сядьте и порисуйте каракули;
- Помойте грязную посуду;
- Помойте или пропылесосьте пол;
- Сходите в душ;
- Подремайте;
- Приготовьте что-то;
- Понюхайте розы.
Сделайте что-угодно, главное позвольте себе отвлечься от проблемы.
Озарение (illumination) — это уже осознанная магия
Спойлер номер 2: никакого момента с «эврикой!» на самом деле не существует. В зависимости от степени сложности проблемы (и времени на инкубационный период), осознание может затянуться подольше или произойти быстро.
Примеры осознания для предыдущего инсайта
Помните проблему с оформлением заказов? Сейчас, по ходу работы над ней, мы могли бы прийти к таким идеям:
- Мы можем интегрировать оплату через Amazon, чтобы пользователь вводил меньше дополнительной информации.
- Можно собирать меньше персональной информации, чтобы ускорить процесс и уменьшить количество усилий.
- Следует создать оплату в один клин для текущих клиентов.
- Можно поощрять пользователей, которые провели определенное время на сайте, специальными промокодами.
- Нужно позволить пользователям в любой момент вернуться к корзине, сохраняя прогресс покупок.
- Можно добавить веселые анимации и иллюстрации, чтобы сделать процесс веселее.
- Мы можем создать иллюзию быстрого оформления, разбивая большие шаги на маленькие.
- Мы можем заставить покупателя добавлять информацию о доставке сразу после добавления позиции в корзину.
- Можно собирать часть персональных сведений из Google, если они регистрируются при помощи Gmail-аккаунта.
- Можно вести расчет через PayPal или Stripe, повторяя за конкурентными сайтами.
Осознание — самая запоминающаяся часть креативного процесса. Именно она придает вам вид гения. Но на самом деле, главная задача — заставить работать все придуманное. Ведь идеи, в конце-концов, это просто
Подтверждение (verification) — это наша санитарная проверка
Кони отмечает, что до этого момента мы занимались придумыванием идей, но не оценивали их. Креативность обеспечена безопасным пространством, в котором нет осуждения. Преждевременный выбор заблокирует доступ лучшим идеям.
Некоторые идеи поначалу выглядят как гадкие утята, им необходимо вырасти, прежде чем стать прекрасными лебедями. Как только у вас наберется достаточное количество инсайтов, сравните их с изначальной проблемой и поймите, решают ли они ее.
Подтверждение идей из нашего списка
Вот как выглядит объективная оценка наших идей их прошлого списка.
- Мы можем интегрировать оплату через с Amazon, чтобы пользователю необходимо было вводить меньше дополнительной информации У этой идеи есть потенциал. Нам придется платить комиссионные Amazon, зато у большинства наших покупателей наверняка есть там аккаунт.
- Можно собирать меньше персональной информации, чтобы ускорить процесс и уменьшить количество усилий. Еще одна хорошая идея, нет смысла собирать сведения, которые не подходят для маркетинговых целей или не обеспечивают продаж.
- Следует создать оплату в один клин для текущих клиентов. Не решает текущую проблему, нужно что-то более глобальное и универсальное для всех покупателей.
- Можно поощрять пользователей, которые провели определенное время на сайте, специальными промокодами. Снижение стоимости не обязательно исправит проблему с процессом оформления, если только пользователь вскоре не вернется на сайт для покупки.
- Нужно позволить пользователям в любой момент вернуться к корзине, сохраняя прогресс покупок. Выглядит не очень достоверно, но может сработать — лучше отправить это в маркетинговую команду, чтобы протестировать и услышать их мысли по этому поводу.
- Можно добавить веселые анимации и иллюстрации, чтобы сделать процесс веселее. Может сработать, добавление этих элементов уж точно не повредит, если им есть применение и работа не займет много времени.
- Мы можем создать иллюзию быстрого оформления, разбивая большие шаги на маленькие. Перспективно, но идея потребует обильного тестирования для правильного воплощения, этим можно заняться позже.
- Мы можем заставить покупателя добавлять информацию о доставке сразу после добавления позиции в корзину. Интересная идея, если воплотить ее корректно. Оно также создаст видимость вложенных в покупку усилий.
- Можно собирать часть персональных сведений из Google, если они регистрируются при помощи Gmail-аккаунта. Не уверен, возможно ли осуществить это так, чтобы не нарушать закон.
- Можно вести расчет через PayPal или Stripe, повторяя за конкурентными сайтами. Как и с Amazon, это может сработать. Добавление PayPal не потребует большого количества усилий.
Как сразу заметно, процесс подтверждения отделяет более слабые идеи от более сильных. С этого момента, из списка можно выбрать лучшие и приступить к финальному этапу.
Исследование (exploration) создает изобилие
Кани подытоживает, что на этом этапе необходимо заняться воплощением наиболее подходящих идей — хотя на бумаге и кажется, что выстрелить может каждая. По ходу работы вы столкнетесь с множеством других проблем, о существовании которых ранее даже не догадывались — и дополнительные вызовы далеко не всегда означают что-то плохое.
Давайте рассмотрим это подробнее на следующей идее
Мы можем заставить покупателя добавлять информацию о доставке сразу после добавления позиции в корзину
Самое очевидное препятствие этому — пользователю потребуется еще одно действие перед «чекаутом». Как сделать его достойным выполнения?
- Ввести систему, которая предлагает бесплатную доставку людям, которые отказываются чаще других
- Ввести систему, которая предлагает бесплатную доставку всем, кто внес свой почтовый индекс
- Ввести систему, которая проверяет введенный индекс, предлагает бесплатную доставку и автоматически заполняет всю необходимую информацию об адресе покупателя (насколько это возможно в процессе оформления заказа)
Замечаете эволюцию идей? Мы создали из простой проблемы уникальное решение, которое наверняка покажет интересные результаты.
Исследование никогда не заканчивается, так же, как и метод ISIIVE построен на вечном повторении.