Согласно авторитетному ресурсу Know Your Meme, корни этого безумия уходят еще в 2012 год. Компания Procter & Gamble (та самая, которая и подарила миру массовое производство стиральных порошков в 30-40 годах прошлого века) запустила Tide Pods – капсулы со стиральным порошком для стиральных машин. Но не очень удачно выбрала дизайн для них: глянцевые и ярко окрашенные, они вызывали у пользователей нездоровое желание попробовать их на вкус. Невозможно устоять:
Уже в 2012-2013 года стали появляться данные о том, что люди не выдерживают и пытаются пробовать их. В октябре 2012 года американская Ассоциация центров предотвращения и контроля заболеваний (CDC) назвала капсулы с моющими средствами “растущей угрозой здоровью”. Согласно Consumer Reports, капсулы от Arm & Hammer, Purex, Tide к марту 2013 года привели к 7700 случаям отравлений (правда, на тот момент речь шла преимущественно о детях).
Производители пытались менять упаковку, публиковали предупреждения – но нездоровый интерес к ярким капсулам сохранялся, в том числе благодаря социальным сетям. Капсулы становились интернет-сенсацией, причем интерес к ним вернулся в 2017-начале 2018 года. Самыми известными (вероятно, из-за схожести с фруктовыми леденцами) стали Tide Pods. В шуточном скетче популярного YouTube-канала College Humour 2017 года, собравшем под 4 млн просмотров, их называют “карамельными пельмешками”. Перед капсулами невозможно устоять: видео даже слегка пародирует сцены эротических сновидений из фильма “Красоты по-американски”.
Самый свежий комментарий под видео гласит: “Это видео опередило свое время. Уже 2018, летающих автомобилей у нас еще нет, зато люди едят стиральные капсулы”. Видео действительно предсказало рост популярности мема “съешь тайд под”: интерес к цветным капсулам виден даже на фоне новостей о биткоине (если смотреть тренды Google не по миру, а по США, это еще заметней. Красный – рост популярности запросов о биткоине, синий – о капсулах):
В конце декабря 2017-начале 2018 года в соцсетях запустился и флешмоб на тему Tide Pod Challenge. Как можно догадаться из названия, суть его в том, чтобы на видео или фото съесть капсулу. На YouTube (и других площадках) миллениалы (и не только) пытаются притворяться, что едят, кусают и вейпят яркие капсулы. Как результат – за первые 15 дней 2018 года в США есть данные о 39 случаях отравлений содержимым капсул, страдают подростки от 13 до 19 лет.
Даже деловые издания вроде Forbes всерьез восприняли угрозу и пишет статьи “Не ешьте стиральные капсулы”. Производитель капсул обратился к клиентам с призывом не использовать их не по назначению, даже в виде шутки.
What should Tide PODs be used for? DOING LAUNDRY. Nothing else.
Eating a Tide POD is a BAD IDEA, and we asked our friend @robgronkowski to help explain. pic.twitter.com/0JnFdhnsWZ
— Tide (@tide) January 12, 2018
В Forbes комментируют: “Перевод этого заявления для всех, кто даже ненадолго задумывается о том, чтобы поучаствовать во флешмобе: не будьте гребанными идиотами”. Эти серьезные призывы обращены к жителям YouTube – тем самым людям, которые поджигают на камеру кишечные газы и запивают “ментос” колой.
Скоро подборки подобных видео можно будет увидеть только в новостных сюжетах (таких, как ролик выше) – Google начал зачищать YouTube от видео, которые могут принести вред здоровью пользователей. “Правила сообщества YouTube запрещают контент, который мотивирует зрителей к опасным действиям, содержащим риск физической травмы”, – заметил представитель площадки, которого цитирует The Guardian.
Есть и бренды, которые успели прорекламироваться на вирусе. Hurts Donut запустили пончики в виде капсул Tide Pods: “Мы думали, это как-то прояснит путаницу, но теперь взрослые люди бросают пончики в стиральные машины”.
Пока одна часть интернета делает вид, что ест моющее средство, вторая – всячески высмеивает первую. В Twitter можно найти множество фото “свидетелей” капсул: с ними пекут пиццы, делают татуировки и фотошопят смешные картинки. Популярный блогер Pewdiepie сначала пошутил на актуальную тему, потом, правда, потер твит:
Эту статью нельзя завершить, не ответив на вопрос “Зачем они это делают?”.
Самый простой ответ: видео, в котором блогер будет пытаться съесть что-то несъедобное на камеру или в общем – рисковать здоровьем, однозначно принесет вовлеченную аудиторию и просмотры. Для примера: в YouTube множество видео, где люди на камеру пытаются есть сюрстремминг – шведскую квашеную сельдь, отличающуюся убойным запахом. У таких видео – миллионные просмотры, а ведь сюрстремминг – формально безопасная еда. Больше риска – больше просмотров. Вспомним хотя бы отважного автора канала Brave Wilderness, который нарывается на исключительно болезненные укусы насекомых, переживает их без медицинской помощи и снимает свой опыт на камеру.
Большинство авторов видео все же относятся к поеданию капсул как к шутке. “Множество людей говорили о том, какой я тупой, и зачем бы я это делал. Но никто не должен даже пытаться засовывать такие вещи в рот”, – говорит один из авторов подобных видео, 19-летний Марк Пэган.