Wired отмечает, что опасения по поводу разрушительного эффекта технологий — не новое явление, а укоренившийся исторический феномен. Сократ переживал, что письменность уничтожит способность детей и взрослых к запоминанию. Печатный станок в XV веке подвергался критике Церкви, переживавшей за собственное влияние.

Следом издание приводит очень актуальные вопросы: «Телефон делает мужчин более активными или ленивыми? Разрушает ли он уклад домашней жизни и традицию посещения друзей?». На самом деле, это опрос католического движения Рыцари Колумба, проведенный в 1926 году.

Технофобия преследовала граммофон, телеграф, радио и телевидение. Троп о том, что пресса спровоцирует ухудшение памяти практически идентичен вере в то, что интернет разрушает нашу способность запоминать. Еще в 1950 публиковались исследования о «прилипших» к экранам детях, которые следом становились более агрессивны, а также испытывали проблемы со сном. Экраны, правда, тогда были телевизионными. Журнал приводит и другие примеры: порицаемый в 50-х и 60-х рок-н-ролл, а также видеоигры вроде GTA, которым в 2000-х досталось даже от Хиллари Клинтон:

[Видеоигры] воруют невинность наших детей, … делают работу родителей сложнее, чем когда-либо.

Потому неудивительно, что и на этот раз настороженность только усиливается. Исследователи уже связали чрезмерное использование смартфонов с депрессией, и такие же выводы делают современные родители. Опасения, кажется, подтверждаются серьезными исследованиями. Среди их результатов предположения о связи между гаджетами и ощущением изолированности, стремлением проводить больше времени в одиночестве, ухудшением сна, снижением способности ФОКУСироваться, запоминать и устанавливать взаимоотношения. Кроме того, заявляют о повышении угрозы депрессии и тоски.

Wired считает, что не стоит принимать эти выводы за чистую монету. Эра смартфонов едва длится десятилетие — это равносильно наносекунде для человеческой эволюции. Неважно, что мы знаем сейчас — нам попросту неизвестен долгосрочный эффект влияния смартфонов. Поэтому заявления о том, что «подростки, проводящие по пять и более часов за электронными устройствами — на 51% вероятнее спят менее 7 часов» или «жертвы кибербуллинга в три раза чаще совершают суицид» звучат серьезно, но не могут воспринимать безапелляционно. 

Издание вновь обращается к технологиям прошлого — есть ли сейчас, например, контрольная группа детей, которые в 70-х тратили аналогичное количество времени у телеэкранов, в 70-х играли в аркадные игры, а в 80-х сидели на первых интернет-форумах? Ее нет, поэтому боимся мы еще и неопределенности.

В качестве примера рассматривается предполагаемая связь между изоляцией, кибербуллингом, депрессией и суицидом. Действительно, количество суицидальных актов в США повышается — однако рост наблюдается еще с начала 90-х, а самой уязвимой группой являются мужчины среднего возраста, а не приросшие ко своим девайсам подростки. Кибербуллинг тоже нельзя игнорировать, но у нас попросту нет данных для сравнения с уровнем буллинга в XX веке. Та же ситуация с депрессией, за этим синдромом никто не наблюдал до конца XX века. Невозможно говорить с уверенностью об эффектах технологий и депрессивного состояния, особенно без учета таких важных фактов, как уровень дохода, питание, возраст и семейные обстоятельства.

Wired отмечает, что хотя идея оградить детей от лишнего риска и кажется благоразумной, все не так просто. Мы действительно рискуем вырастить поколение «безмозглых» людей, но точно так же не можем оценить и возможные преимущества. Информация не похожа на наркотики или алкоголь — ее эффект не однозначно плох или хорош. Так что на оценку всех нюансов потребуется время.

Никогда не стоит забывать о выгодах, подаренных нам технологиями — пусть они разрушили одни сообщества, зато создали другие. Смартфон сегодня — это эмблема веры в прогресс или его упадок. Это могущественный инструмент, который может наносить урон наравне с пользой. Поиск баланса никогда не был сильной стороной человека, но теперь он особенно необходим.

Напомним, ранее на AIN.UA выходил материал о бывшем инженере Google Тристане Харрисе, который пропагандирует разумное использование смартфонов и утверждает, что технологии манипулируют вашим вниманием.