#1. Успешные испытания – это ведь хорошо? То есть, скоро люди полетят на Марс?
Смотря что подразумевать под “скоро”. Марсианская миссия – чрезвычайно сложная и дорогая задача. А эти испытания – просто очередной, но важный этап в работе компании. В ближайшем будущем Falcon Heavy будет использоваться для вывода спутников на орбиту, доставки грузов на МКС и т.д.
“Главным героем” полета на Марс будет не Heavy, а Big Falcon (F*cking) Rocket или BFR – именно она будет отвечать за все миссии в глубоком космосе, в т.ч. пилотируемые (хотя с помощью Falcon Heavy, к примеру, можно было бы проводить полеты к ЛУНе и Марсу, как в компании заявляли ранее). Илон Маск не раз говорил, что будущее компании зависит именно от BFR. Это очень дорогой проект стоимостью в $10 млрд – ради него компания со временем откажется от Falcon 9, Falcon Heavy и Dragon. По словам Маска, первые орбитальные тесты BFR с ускорителем пройдут уже через 3-4 года.
На Марс в компании надеются выслать первые миссии с грузами к Красной планете в 2022 году: в их ходе нужно будет подтвердить наличие воды и обозначить риски, места для энерго-, добывающих и жизнеобеспечивающих блоков марсианской базы. Вторая миссия – с грузом и экипажем – сейчас запланирована на 2024 год, но учитывая ее сложность, вполне можно накинуть к подготовке несколько лет.
#2. Ждать даже до 2030 года? Почему тогда все уже сейчас так радуются?
Испытания Falcon Heavy – очередной, но необходимый этап в ходе подготовки миссии. Это сверхтяжелая ракета, мощнее Delta IV Heavy вдвое, при этом – более экономная. Ее запуск стоит $90 млн, при том, что следующая по мощности Delta IV Heavy стоит около $350 млн за пуск, при этом способна вывести на орбиту только половину груза Falcon Heavy. Успешное использование Falcon Heavy в миссиях NASA, запуске спутников частных компаний и т.д. даст SpaceX ресурсы, необходимые для подготовки миссии на Марс.
#3. Один ускоритель взорвался, почему все говорят об успехе миссии?
Сам тест ракеты Falcon Heavy откладывали пять лет из-за сложности операции. В чем именно сложность? Falcon Heavy – это фактически три Falcon 9 вместе, для лучшей грузоподъемности: если на каждом Falcon 9 расположено по 9 двигателей, то в общем у Falcon Heavy 27 двигателей, способных вывести на низкую околоземную орбиту груз весом до 63 800 кг или отправить груз напрямую к Марсу 16 800 кг. Если при запуске Falcon 9 нужно вернуть на землю (или океан) одну первую ступень, то в этом случае – сразу три части ракеты. Даже с учетом одной неудачной посадки у руководства и сотрудников SpaceX есть все поводы для гордости.
Ведь изначально сам Маск определял вероятность успеха проекта как 50%. При этом за успех в SpaceX засчитали бы уже то, что ракета покинула Землю, не взорвавшись. Целью запуска было показать, что она в принципе может выводить грузы на орбиту. «Надеюсь, она отлетит достаточно далеко от пусковой площадки, чтобы не повредить ее — уже это покажется мне победой», — так основатель SpaceX комментировал свои ожидания от запуска. Отметим, что оба успешно приземлившихся ускорителя уже использовались ранее. Один участвовал в коммерческой миссии, а один использовали для доставки груза на МКС в 2016 году.
#4. Зачем было запускать на орбиту электрокар?
Вишневый Tesla Roadster использовался в качестве символического “полезного груза” – как редакция уже отмечала, этот демонстрационный полет призван показать возможность Heavy выводить грузы на орбиту. Как оказалось, отправить электрокар в космос – это еще и отличный промоход: фото “Звездного человека” – пилота-манекена за рулем родстера – стало вирусным в социальных сетях. Кроме электрокара, в космос отправили диск с “Основанием” Азимова. Поклонники фантастики (им является и сам Маск) оценили пасхалки при запуске: на приборной панели Tesla есть запись Don’t panic – это отсылка к любимейшей книге нескольких поколений “Автостопом по галактике” Дугласа Адамса.
#5. Он долетит до Марса? СМИ пишут, что уже долетел.
Если видите новости в стиле “Автомобиль Tesla перешел орбиту Марса” – не верьте. Начнем с того, что от Земли до Марса в среднем – порядка 225 млн км, родстер может путешествовать с пиковой скоростью в 11 км/с. Ошибка может объясняться неверным переводом твита самого Маска, в котором он выложил предполагаемую траекторию родстера и написал: “Третий прожиг успешен. Вышли за пределы орбиты Марса и далее в пояс астероидов (имеется в виду траектория, иллюстрацию которой Маск, собственно, и приложил к посту).
В любом случае, вокруг Марса электрокар точно не будет вращаться – ему просто нечем будет поменять траекторию и “перепрыгнуть” на орбиту вокруг планеты. Сейчас он летит к поясу астероидов между Марсом и Юпитером, станет “Летучим Голландцем” Солнечной системы. Как родстер выводили в космос и разгоняли – наглядно видно на этой инфографике.
#6. Зачем вообще людям Марс?
Откуда вообще вся шумиха вокруг Марса? Зачем нам колонизировать Красную планету, ведь, как убедительно показано в фильме “Марсианин”, там даже картошки не вырастить нормально. Кроме романтических мечтаний о межпланетных и межзвездных путешествиях, имеются и более конкретные причины: основатель SpaceX считает, что колонизация планет Солнечной системы – необходимый для выживания человечества шаг. “Думаю, что у человечества впереди два фундаментальных пути развития. Один – мы остаемся на Земле навсегда и какой-то катаклизм нас в конце-концов истребит. У меня нет наготове пророчеств “Судного дня”, но как учит история, нечто подобное все же случится. Альтернатива – стать мультипланетным видом, способным на космические перелеты”, – говорил Маск в 2016 году на Международном конгрессе астронавтики.