43-летний Эндрю Янг — отец двух детей, бывший студент юридического факультета, менеджер технологических стартапов и основатель некоммерческой организации Venture for America. Янг — экстраверт, носит неформальную одежду, а на столе у себя держит журнал со списком вещей, за которые он благодарен. Он называет повальную автоматизацию одной из главных проблем ближайшего будущего:
Все что потребуется для дестабилизации общества — самоуправляемые машины. У нас будут миллион безработных дальнобойщиков, 94% из которых — мужчины со средним образовательным уровнем не выше старшей школы или одного года в колледже. Одна лишь эта инновация наводнит бунтами улицами. И то же самое случится с работниками ритейла, сотрудниками колл-центров, фаст-фуда, страховиками, бухгалтерами.
Издание признает, что Янг — скорее алармист. Тем не менее недавний отчет аналитической компании McKinsey & Company тоже предсказывает, что к 2030 году треть американцев лишатся работы из-за автоматизации (хотя существуют другие, более утешительны, прогнозы). Вряд ли можно было избежать ситуации, в которой кандидат-скептик не попытался бы воспользоваться моментом. Влияние технологических гигантов вроде Google и Facebook лишь растет, все чаще раздаются заявления об их положении монополистов, звучат тревожные голоса насчет пагубного влияния социальных сетей и зависимости от смартфонов. Как заявляют NYT, «ранее пуленепробиваемая индустрия стала политически уязвимой».
Свободный дивиденд
Янг — поклонник идеи базового дохода. Ежемесячные выплаты в размере $1000 он намерен раздавать всем американцам в возрасте от 18 до 64 лет, вне зависимости от трудоустройства или социального статуса. Так общество, по которому ударит автоматизация, вернет всех на уровень минимального прожиточного минимума. При этом участники программы по получению продуктовых талонов должны будут сделать выбор — получать «Свободный дивиденд» или льготы на еду. Подсчеты показывают, что финансовая нагрузка в $12 000 (за год) практически на все взрослое население — это $2 трлн в год или половина нынешнего федерального бюджета.
Я капиталист и я верю, что универсальный базовый доход необходим для продолжения капитализма.
Трамп и технологии
В президентстве Трампа амбициозный политик тоже винит автоматизацию:
Причина избрания Дональда Трампа в том, что мы автоматизировали четыре миллиона заводских вакансий в Мичигане, Огайо, Пенсильвании и Висконсине. Если вы посмотрите на статистику голосов, она покажет — чем выше концентрация производственных роботов в округе, тем активнее округ голосовал за Трампа.
В своей книге The War on Normal People Янг также оглашает планы после избрания утвердить Департамент экономики внимания. Государственная структура должна будет регулировать соцмедиа вроде Facebook и Twitter. Кроме того, он планирует назначить советника по технологиям, который работать из Кремниевой долины.
Критика и соперники
NYT отмечают, что «Свободный дивиденд» — не новая идея, а ребрендинг мыслей, которые крутились в академических кругах десятилетиями. Базовый доход поддерживал гражданский активист Мартин Лютер Кинг и экономист Милтон Фридман. Современные сторонники этой экономической модели: Марк Цукерберг, Илон Маск и венчурный инвестор Марк Андриссен.
Кроме того, у Янга немного шансов на политической арене — его соперники по выдвижению от демократов в 2020 году намного более известны. И они тоже упоминали базовый доход: идею поддерживает Берни Сандерс, а Хиллари Клинтон едва не добавила этот пункт в предвыборную кампанию 2016-го года, пока не сочла его «удивительным, но нереалистичным». Янг планирует реализовать «Свободный дивиденд» благодаря новым налогам на прибыль, которые будут взиматься с технологических компаний, получающих выгоду от автоматизации. Недавнее исследование Института Рузвельта, мозгового центра левой мысли, говорит что такой план может обеспечить 2%-й экономический рост и предоставить 1,1 млн рабочих мест.
Универсальный базовый доход это старая идея, но эта старая идея сейчас максимально релевантна из-за того, что переживает наше общество.
Поддержка и будущие планы
NYT перечисляет главных сторонников Янга: к нему примкнул бывший глава профсоюза SEIU Энди Штерн, CEO Zappos Тони Шей, венчурные инвесторы, менеджеры Google и Facebook. Всего Янгу удалось привлечь на кампанию $130 000 с момента подачи документов в Федеральную избирательную комиссию. Хотя сам политик и признается, что еще не до конца сформировал свои идеи, у него в запасе еще немало радикальных предложений. К примеру, техно-скептицист намерен:
- увеличить зарплату президента с $400 000 до $4 млн ради противодействия коррупции
- поднять зарплату остальным регуляторам, запретив дорогие публичные выступления и переход на высокооплачиваемые должности в частном секторе после отставки
- создать геймифицированную систему вознаграждений за социально-продуктивное поведение
- сделать 15 апреля, день подачи налоговых деклараций, официальным праздником
И хотя шансы на выдвижение, а тем более победу, у Янга невелики, эксперты позитивно оценивают его появление на политической сцене. Он подымает вопросы, важность которых со временем лишь возрастет. Сам техно-скептицист тоже осознает, что говорить об опасностях можно и без президентского поста. Но отчаянно торопится:
У нас 10 лет до момента, когда дальнобойщики потеряют работу и разверзнутся врата ада.