Во-первых, нужно понимать, какая аудитория есть на маркетплейсах. Если упрощать, то поток клиентов делится на три ключевые типы трафика:
- Медийный – для него формируется продуманный медиамикс, и за него площадки платят деньги.
- Органический поисковый трафик – покупатели ищут товар в поисковике, и поисковик предлагает им перейти на один из маркетплейсов.
- Прямой. Эта аудитория является самой лояльной. Это те люди, которые заходят на площадки напрямую и ищут товары именно там.
Конечно, для интернет-магазинов, которые заводят свои товары на маркетплейсы особой разницы в том, кто будет покупать, нет: хоть лояльная аудитория, хоть купленная. Но если за купленную аудиторию можно побороться в медийных каналах, то за лояльную можно бороться только на самих маркетплейсах.
Итак, почему же успешные магазины идут на маркетплейсы?
-
Возможность получить доступ к миллионной лояльной аудитории
Собрав данные Similarweb, можно увидеть процент прямого трафика на маркетплейсы – по сути это и есть самая лояльная аудитория. Важно отметить, что не стоит воспринимать все цифры истинно верными, существует очень много погрешностей, но при этом мы можем наблюдать картину в целом, она поможет в принятии стратегических решений.
У мультикатегорийных маркетплейсов типа “Розетки”, Prom.ua, Bigl.ua этот процент составляет в среднем 20%. Если говорить про специализированные монокатегорийные, типа LaModa, modnaKasta и т.д., то процент выше и в среднем около 35%. Это значит, что узкая специализация в большей степени способствует наработке своей аудитории, но при этом она ограничивает общий объем трафика.
Marketplace |
Visits |
% Direct |
135,200,000 |
35.69% |
|
75,200,000 |
21.45% |
|
Prom.ua |
61,900,000 |
18.05% |
15,000,000 |
16.39% |
|
Bigl.ua |
11,400,000 |
17.47% |
modnaKasta |
5,300,000 |
39.12% |
Lamoda |
3,300,000 |
34.30% |
Crafta |
1,300,000 |
32.02% |
Исходя из этого мы видим, что заводя свой товар на маркетплейсы, интернет-магазины получают доступ к лояльной аудитории от 1 до 40 млн человек, в зависимости от площадки. Тут важно, что за эту аудиторию практически невозможно бороться вне маркетплейса, т.к. они ищут непосредственно там и покупают непосредственно там.
-
Возможность попасть в топ в органической поисковой выдаче
На сегодня маркетплейсы являются лидерами в органической поисковой выдаче, чему способствовала сама бизнес-модель. Говоря упрощенно, этим площадкам доверяли продавцы, продавцам доверяли покупатели и как следствие им начали доверять поисковики. Чем больше становилось людей, тем больше они поднимались и продолжают подниматься в органике.
В большинстве продуктовых категорий маркетплейсы агрегируют поисковой трафик на себя. Конкурировать с маркетплейсами для большинства интернет-магазинов нереально – это очень затратно.
При поиске в Google по большинству категорий мы видим в топ-10 предложения от маркетплейсов. Они редко ведут на конкретный товар, обычно пользователь попадает в категорию, где уже представлены различные продавцы. Там и разворачивается конкурентная борьба, но это уже в другой статье.
Топ-сайтов по количеству ранжируемых ключевых фраз (данные Serpstat).
Топ-сайтов по уровню видимости
Подводя итоги, игра таки стоит свеч. Лояльная аудитория маркетплейсов огромна – от 1 до 40 млн человек, и заполучить ее можно только на площадках. Так же есть возможность попасть в органическую выдачу и конкурировать дальше с мелкими игроками, а не с гигантами, что экономически выгоднее.
Есть три модели взаимодействия между интернет-магазинами и маркетплейсами, и все они функционируют сегодня.
- Прямая конкуренция. Дорого, сложно, амбициозно! Сложно говорить о причинах этой модели, либо магазины не видят своей выгоды, либо хотят сами стать маркетплейсами, но точно можно сказать, что тут предстоит жесткая борьба в SEO, контексте и наработки лояльной аудитории.
- Слияние. Трендовая сегодня история, когда магазин переносит весь свой ассортимент в маркетплейсы и сосредотачивается на продвижении своих товаров непосредственно внутри площадок. В данном случае ФОКУСировка происходит на инструментарии самих площадок, где это возможно. На этом поле конкурировать проще, т.к. конкуренция происходит не с такими гигантами, как маркетплейсы, а с продавцами внутри этих площадок.
- Смешанная система и тестирование. Когда интернет-магазины включают маркетплейсы в свой медиамикс. Глубоко анализируют категорийный трафик и, если контакт с аудиторией через маркетплейс дешевле, чем в других каналах, он остается, если же нет – то уходит в другие каналы.
Автор: Сергей Кузьменко, сооснователь и CEO агентства Promobill