Последние несколько лет мы наблюдаем сохранение ситуации макростабилизации в Украине. Некоторые показатели даже говорят о том, что экономика оттолкнулась от дна и имеет тенденцию к росту. Да, 2017 год уже оказался богат на множество положительных новостей для бизнес климата в стране:

  • на 4 позиции вверх в 2017  в рейтинге Doing Business 2017 и это 76 место из 190;
  • на 4 позиции вверх в 2017 в показателе Индекс глобальной конкурентоспособности (World Economic Forum) и это 81 место из 137;
  • на 16 позиций вверх в 2017 в показателе Индекс экономической свободы (The Heritage Foundation) и это 50 место из 180.

Украинские кампании так же ощутили ряд положительных тенденций.

Так, последние 2 года индекс деловых ожиданий украинский компаний на следующие 12 месяцев, что является агрегированным показателем текущего и финансово-экономического состояния компаний и будущей активности, показывает тенденцию к росту.

Очень часто в сфере коммуникаций мы работаем с бизнесом в категории повседневного спроса. Поэтому мы смотрим на потребительские настроения населения, для которых само по себе понятие «макростабилизации» выражается в ощущении и реальном благосостоянии.

Почему я так разделяю эти понятия?

Давайте поговорим об ощущениях. Украинцы стали более позитивно оценивать развитие ситуации в стране. При этом, очень большой вклад в такую оценку дают победы Украины на международной арене, как в период введения безвизового режима или вступление в силу соглашения об ассоциации с Европейским союзом.

С другой стороны, только порядка 6% украинцев считает, что экономическое положение в стране улучшилось. Да, есть положительная тенденция против 1% в середине 2016 года, но 60% украинцев, которые убеждены в ухудшении ситуации – все еще высокий показатель.

И очень большой вклад «оптимистов» дает только Киев, который до осени 2017 года опережал всю Украину абсолютно по всем показателям потребительских настроений. Интересно, что для большинства наших клиентов Киев является ключевым регионом в построении продаж.

Но по данным уже декабря повышение оптимизма показывают южный и западный регионы.

Что позволяет в целом расти потребительскому доверию украинцев, что отчасти есть и сезонным показателем для теплого времени года, когда снижается давление коммунальных платежей на карман потребителя.

Это были ощущения и ожидания украинцев. Какие мы видим изменения в реальном благосостоянии и покупательной способности?

Сохраняется высокий уровень экономии по всем видам расходов, хотя и наблюдаем небольшую положительную тенденцию в текущем году. Особенно высокий уровень стремления экономить в категории FMCG-товаров, среди которых и продукты товары первой необходимости.

Высокие показатели и в разрезе возрастных групп, где склонность к экономии традиционно выше у более старшего поколения.

Таким образом, улучшение потребительских настроений сейчас скорее отображается на желании тратить, а при сохранении реального дохода (рост номинального все еще съедается инфляцией) это не выражается в объемах потребления и съедается все еще высокой инфляцией.

Таким образом, несмотря на позитивные изменения, для страны сегодня «макростабилизация» означает необходимость поиска потенциала для роста бизнеса в условиях не растущего рынка. Это как расти в аквариуме при неизменном объеме самого аквариума и неизменном поступлении кислорода. Сегодня рост во всех категориях возможен за счет ужесточения конкуренции, находя потенциал роста в самой категории у других игроков или даже в смежных категориях. Хотя чаще приходится говорить о сохранении своих позиций.

Дальнейшее развитие мы неразрывно связываем с развитием украинской экономики. Этому будет способствовать принятие и реализация важных реформ для Украины: антикоррупционная, верховенство права и ускорение судебной реформы, земельная, здравоохранения.

Автор: Руслан Гутников, Director of OMD Ukraine Intelligence, AGAMA Communications