По словам Михаила, 14 января 2018 года на бирже OKEX произошла крупная продажа эфира (ETH) объемом около 100 000 монет. Такая продажа, отмечает трейдер, спровоцировала резкое падение курса.
Михаил говорит, что он выставил ордер (то есть, запросил покупку) на 10 000 эфира, но он был выполнен лишь частично. По итогу пользователь биржи смог купить 1045 ETH по цене в $0,002 за штуку.
Трейдер отмечает, что такая разница в курсе — не редкость для криптобирж — и в этот раз стала следствием именно крупной продажи криптовалюты (в распоряжении редакции есть скриншоты других ситуаций с подобным обвалом курса на бирже OKEX, предоставленные Михаилом).
Такая крупная сделка не осталась незамеченной представителями биржи. OKEX опубликовала запись в блоге, где сообщила о «продаже большого количества ETH по необоснованно низкой цене» и заявила, что свяжется с продавцом для принятия «лучшего решения». Михаил отмечает, что продавец эфира отправил пять ордеров на продажу в 12-минутном интервале, то есть речи о случайности идти не может. Кроме этого, трейдер обращает внимание, что этой покупкой не нарушил правил криптобиржи.
После того, как 1045 ETH поступили на счет Михаила, он попытался вывести часть с биржи. Впрочем, он не смог вывести ни 250 ETH, ни более мелкую сумму в 10 ETH. Трейдер обращает внимание, что до покупки у него на счету уже была определенная сумма в криптовалюте (эквивалентна более 100 ETH), поэтому на скриншотах высвечивается сумма, которая больше, чем 1045 ETH.
Далее, отмечает Михаил, доступ к странице вывода был для него полностью заблокирован.
Михаил вспоминает, что сразу же обратился в поддержку OKEX, но быстрого ответа от биржи не последовало. Спустя несколько дней представители сервиса связались с трейдером — сначала по электронной почте, а потом по телефону. Михаил рассказывает, что всего несколько раз общался в телефонном режиме с представителями OKEX.
По его словам, во время первого диалога представитель биржи поставил трейдера перед фактом, что сервис оставит ему 145 ETH (около $160 000 по курсу того дня) и спишет 900 ETH (около $1 млн) — только после этого ему разблокируют вывод средств. Михаил вспоминает, что собеседник не смог назвать пункт, который нарушил трейдер, а просто обосновывал решение биржи тем, что ETH был куплен по слишком низкой цене.
Во время общения с представителями OKEX Михаил торговал на бирже и перевел часть ETH в другие криптовалюты. В итоге на счету у него было чуть меньше 1000 эфира, не считая других криптовалют.
По словам трейдера, 23 января его аккаунт полностью заблокировали — он не мог вести торговлю. Лишь через несколько дней он вернул доступ к аккаунту. Именно тогда он заметил пропажу крупного количества криптоактивов: 976,86 ETH, 4,095 BTC, 3894 CAN, а также $24 560. По состоянию на 23 января это было эквивалентно 1053 ETH или более $1 млн.
Михаил снова обратился в службу поддержки OKEX. В этот раз представитель биржи в разговоре с трейдером сослался на один из пунктов правил (№ 4,5 шестого раздела), который гласит, что ошибки системы, хакерские атаки и «другие непредвиденные факторы» могут провоцировать «нетипичный оборот, прерывания рынка и другие аномалии».
Впрочем этот пункт касается только фьючерсной торговли, а не обычной. Также, обращает внимание трейдер, представитель OKEX сослался на него не во время первого разговора — изначально сотрудник биржи не говорил об ошибках, а лишь признавал факт заниженной цены. После этого разговора представители OKEX перестали выходить на связь и отвечать на запросы.
Трейдер рассказал, что направил сообщения со своим рассказом в официальные государственные структуры: Комиссию по международным финансовым услугам Белиза (юридический адрес OKEX зарегистрирован в Белизе), Национальную ассоциации интернет-финансов Китая и Киберполицию Китая. Впрочем, он пока не получил ответ ни от одной из организаций.
Михаил говорит, что рассматривает вариант судебного разбирательства с биржей. Впрочем, пока что он не нашел юристов, готовых заняться этим делом.
Редакция AIN.UA обратилась в OKEX с просьбой прокомментировать ситуацию. Представители биржи в письме заявили следующее:
Вы должны понимать, что у инвестиций есть две стороны. С одной стороны, это огромная выгода, с другой — большая опасность. Некоторые пользователи не могут принять потери, спровоцированные рынком. Мы сожалеем об их потерях, но не можем им помочь, так как мы не контролируем рынок.
Михаил предполагает, что продавец эфира — влиятельный человек, и OKEX пошла на нарушение собственных правил, чтобы уладить с ним этот вопрос. Он считает, что биржа «откатила» его аккаунт к показателям 14 января, отменив все трейды.
«Биржа договорилась с клиентом, что вернет часть проданного им ETH обратно. Такие предположения возникают из тех фактов, что представители OKEX предлагали оставить мне 145 ETH, то есть возвращать все клиенту они не собирались. Более того, я уверен, что кроме этих 145 ETH они оставили определенное количество эфира себе», — говорит трейдер.
Сейчас Михаил ищет людей, которые также могли пострадать от действий OKEX. Он уверен — биржа обокрала не только его. «Можно найти множество статей, где говориться о том, что хакеры украли ХХХХ единиц биткоинов или других валют. Но после вот такой ситуации у меня возникает вопрос. А сколько вот таким образом и подобными было украдено криптовалюты у обычных пользователей самими биржами. А может вовсе и не хакеры крадут коины пользователей?», — говорит трейдер.
Напомним, ранее AIN.UA сообщал, что на сайте Укргидрометцентра работал майнер Monero.