Из чего состоит OKR?
Первый уровень – собственно цель (objective), которую вы перед собой ставите. Выберите два-три ключевых стремления, которые приведут к достижению целей компании. Высший класс – одна ключевая задача. Она должна быть амбициозна, достижима, ограничена во времени и понятна всей команде. Мы ставим цели на каждый квартал.
Второй уровень – ключевые результаты (key results) они же метрики, которыми вы будете измерять прогресс в достижении поставленной цели.
Третий – действия, которые вам нужно предпринять, чтобы ваши метрики начали расти.
Особенности OKR:
- Вы или ваше подразделение самостоятельно устанавливаете для себя OKR (проще говоря – ключевые цели) на каждый квартал, исходя из известного OKR для компании и/или своего подразделения. Это ваш выбор.
- При постановке OKR вы выбираете цель, которая интересна вам, и по вашему мнению приведет к достижению общей цели компании наиболее эффективным способом. И сами предлагаете метрику, с помощью которой вся команда будет отслеживать прогресс.
- Достижение цели не связано с бонусами или оплатой – не нужно осторожничать и занижать цель, чтобы получить свой бонус. Наоборот, пусть цель будет сложно достижимой, но значимой, существенно влияющей на общий результат. При этом выполнимой.
- Ваш OKR должен вдохновить и команду. Проверка «на прочность» – это совместное обсуждение OKR соседних подразделений и коллег. Если вы «тянете не в ту сторону» или выбрали нудную, не важную задачу – ваши коллеги об этом скажут.
- Ну и финальный crash test. Не усложняйте. OKR должны быть простыми и понятными.
Важный элемент – постоянная синхронизация. ОКR всех подразделений должны быть доступны любому члену команды. Каждый регулярно отслеживает свою ключевую метрику и дает знать остальной команде, как она в целом приближается к результату.
Например, OKR сервиса электронных коммерческих закупок торговой площадки Zakupki.Prom.ua выглядят так:
Наша цель – стать стандартом для электронных коммерческих закупок в Украине. Привить бизнесу культуру прозрачных электронных торгов.
Наши ключевые результаты или как мы поймем что достигли цели?
- NPS (net promoter score) нашего продукта выше чем NPS конкурентов.
- Объем торгов прирастает ежемесячно на 15% (быстрее чем у конкурирующих систем).
- Нашей электронной площадкой торгов пользуются 50% топ 300 украинских компаний.
Наши действия. Что мы делаем для достижения этих показателей?
- Повышаем конкуренцию в торгах (среднее количество предложений поставщиков для закупки). Текущий показатель – 4, хотим достичь уровня 6.
- Увеличиваем количество новых клиентов на 15% ежемесячно (текущий уровень 10%).
- Добавляем новый функционал торгов.
- Настраиваем регулярное измерение NPS наших клиентов и клиентов конкурентов.
OKR сервиса электронного обмена документами «Вчасно»:
Наша цель – стремительно увеличивать количество электронных документов, отосланных с помощью сервиса «Вчасно».
Наши ключевые результаты. Как мы поймем что достигли цели?
Количество электронных документов растет в два раза каждый квартал.
Наши действия. Что мы делаем для достижения результата?
- Привлекаем не менее 30 крупных клиентов в квартал.
- Вводим новые типы электронных документов.
- Продвигаем идею электронного документооборота с помощью PR и маркетинга.
Очевидно, что цель – амбициозная, труднодостижимая, но выполнимая.
Ключевые результаты – измеримы, исключают двузначность, могут существовать как в цифровом выражении, так и в качественном (да/нет).
Действия – конкретный план, что мы для этого будем делать.
При этом важно не стать заложниками OKR. Если приоритеты команды или компании меняются – меняйте и OKR, это гибкий показатель. Хорошая практика, если OKR выполняется на 70-80%. Плохая – регулярное выполнение на 100%. OKR для команды или сотрудника лучше всего поставит сама команда или сотрудник. Важное условие – цель должна коррелироваться с верхнеуровневой целью подразделения или компании.
Суммирую. Использование OKR позволяет вовлечь и лучше синхронизировать команду, открывает возможность думать о задачах, по-настоящему важных для бизнеса, а не о задачах, которые можно выполнить или слегка перевыполнить. Полностью убивает формализм и отстраненность. Такой подход хорошо приживается в творческих командах, подойдет амбициозным и увлеченным людям, которые хотят самостоятельно ставить цели, добиваться результата и видеть влияние своей работы на общий результат. На мой взгляд – отличный вариант для миллениалов.
Значит ли это, что OKR может заменить KPI? Однозначно нет. Упрощая, можно сказать что OKR – это ваша амбициозная, наглая цель. А метрика для измерения результата – это и есть KPI. Однако в бизнесе по-прежнему множество процессов, где цель и динамику лучше ставить и измерять с помощью KPI.
Автор: Оксана Ферчук, руководитель торговой площадки Zakupki.Prom.ua и онлайн-сервиса электронного документооборота «Вчасно»