Оксана Ферчук

Из чего состоит OKR?

Первый уровень – собственно цель (objective), которую вы перед собой ставите. Выберите два-три ключевых стремления, которые приведут к достижению целей компании. Высший класс – одна ключевая задача. Она должна быть амбициозна, достижима, ограничена во времени и понятна всей команде. Мы ставим цели на каждый квартал.

Второй уровень – ключевые результаты (key results) они же метрики, которыми вы будете измерять прогресс в достижении поставленной цели.

Третий – действия, которые вам нужно предпринять, чтобы ваши метрики начали расти.

Особенности OKR:

  • Вы или ваше подразделение самостоятельно устанавливаете для себя OKR (проще говоря – ключевые цели)  на каждый квартал, исходя из известного OKR для компании и/или своего подразделения. Это ваш выбор.
  • При постановке OKR вы выбираете цель, которая интересна вам, и по вашему мнению приведет к достижению общей цели компании наиболее эффективным способом. И сами предлагаете метрику, с помощью которой вся команда будет отслеживать прогресс. 
  • Достижение цели не связано с бонусами или оплатой – не нужно осторожничать и занижать цель, чтобы получить свой бонус. Наоборот, пусть цель будет сложно достижимой, но значимой, существенно влияющей на общий результат. При этом выполнимой.
  • Ваш OKR должен вдохновить и команду. Проверка «на прочность» – это совместное обсуждение OKR соседних подразделений и коллег. Если вы «тянете не в ту сторону» или выбрали нудную, не важную задачу – ваши коллеги об этом скажут.
  • Ну и финальный crash test. Не усложняйте. OKR должны быть простыми и понятными.

Важный элемент – постоянная синхронизация. ОКR всех подразделений должны быть доступны любому члену команды. Каждый регулярно отслеживает свою ключевую метрику и дает знать остальной команде, как она в целом приближается к результату.

Например, OKR сервиса электронных коммерческих закупок торговой площадки  Zakupki.Prom.ua выглядят так:

Наша цель – стать стандартом для электронных коммерческих закупок в Украине. Привить бизнесу культуру прозрачных электронных торгов.

Наши ключевые результаты или как мы поймем что достигли цели?

  1. NPS (net promoter score) нашего продукта выше чем NPS конкурентов.
  2. Объем торгов прирастает ежемесячно на 15% (быстрее чем у конкурирующих систем).
  3. Нашей электронной площадкой торгов пользуются 50% топ 300 украинских компаний.

Наши действия. Что мы делаем для достижения этих показателей?

  1. Повышаем конкуренцию в торгах (среднее количество предложений поставщиков для закупки). Текущий показатель – 4, хотим достичь уровня 6.
  2. Увеличиваем количество новых клиентов на 15% ежемесячно (текущий уровень 10%).
  3. Добавляем новый функционал торгов.
  4. Настраиваем регулярное измерение NPS наших клиентов и клиентов конкурентов.

OKR сервиса электронного обмена документами «Вчасно»:

Наша цель – стремительно увеличивать количество электронных документов, отосланных с помощью сервиса «Вчасно».

Наши ключевые результаты. Как мы поймем что достигли цели?

Количество электронных документов растет в два раза каждый квартал.

Наши действия. Что мы делаем для достижения результата?

  1. Привлекаем не менее 30 крупных клиентов в квартал.
  2. Вводим новые типы электронных документов.
  3. Продвигаем идею электронного документооборота с помощью PR и маркетинга.

Очевидно, что цель – амбициозная, труднодостижимая, но выполнимая.

Ключевые результаты – измеримы, исключают двузначность, могут существовать как в цифровом выражении, так и в качественном (да/нет).

Действия – конкретный план, что мы для этого будем делать.

При этом важно не стать заложниками OKR. Если приоритеты команды или компании меняются – меняйте и OKR, это гибкий показатель. Хорошая практика, если OKR выполняется на 70-80%. Плохая – регулярное выполнение на 100%. OKR для команды или сотрудника лучше всего поставит сама команда или сотрудник. Важное условие – цель должна коррелироваться с верхнеуровневой целью подразделения или компании.

Суммирую. Использование OKR позволяет вовлечь и лучше синхронизировать команду, открывает возможность думать о задачах, по-настоящему важных для бизнеса, а не о задачах, которые можно выполнить или слегка перевыполнить. Полностью убивает формализм и отстраненность. Такой подход хорошо приживается в творческих командах, подойдет амбициозным и увлеченным людям, которые хотят самостоятельно ставить цели, добиваться результата и видеть влияние своей работы на общий результат. На мой взгляд – отличный вариант для миллениалов.

Значит ли это, что OKR может заменить KPI? Однозначно нет. Упрощая, можно сказать что OKR – это ваша амбициозная, наглая цель. А метрика для измерения результата – это и есть KPI. Однако в бизнесе по-прежнему множество процессов, где цель и динамику лучше ставить и измерять с помощью KPI.

Автор: Оксана Ферчук, руководитель торговой площадки Zakupki.Prom.ua и онлайн-сервиса электронного документооборота «Вчасно»