Я занимаюсь бизнесом в Сан-Франциско около 13 лет. Доход моей первой компании Five9 спустя три года работы достиг отметки в 3 миллиона долларов, а спустя 11 лет существования и на момент продажи, ее капитализация составила $1,4 млрд. Сегодня компания является лидирующим в США поставщиком программного обеспечения облачных вычислений для контакт-центров различных предприятий. И это заслуга в первую очередь команды, которая за это время развивалась от самого малого количества до 500 человек.  

Переехав в Украину после продажи компании в США и основав здесь стартап по автоматизации продаж и маркетинга JetBridge, я вывел для себя несколько основных правил которыми руководствуюсь при подборе людей. Ведь команда – основа любого бизнеса. Сейчас у нас есть 9 человек, из которых всего три украинца. Но мы искали их практически год. Несмотря на то, что подбор команды на каждом рынке особенный и индивидуальный, уже сложились определенные требования к сотрудникам, которые стремятся развивать себя в международных компаниях. И это стандарты Кремниевой долины. Вот несколько из них:

  • Мышление «собственника». Если проект не любит разработчик, его никогда не сможет полюбить клиент. Это из разряда необъяснимой химии, но это работает всегда и чувствуется вашим юзером подсознательно. Это один из самых важных критериев. Относится к продукту как к своему.
  • Понимание особенностей деловой этики в западных и азиатских странах. К примеру, написать грамотное письмо партнеру или клиенту не достаточно. Необходимо ориентироваться в особенностях культуры его народа, привычках для того, чтобы наладить максимально эффективное взаимодействие. Вы не привлечете инвестиции или клиентов из США если вы не понимаете чем люди «дышат».
  • Постоянное обучение и саморазвитие. Мы ищем в Киеве уже готовых специалистов в большей степени, но сейчас хотим рассмотреть именно выпускников украинских ВУЗов, которых мы обучим по двум параметрам которые я указал выше: 1) мышлению «Продукт, над которым я работаю, мой продукт», и 2) деловой этике интересных нам рынков (азиатские и западные).

Когда я только переехал в Украину, мы искали сотрудников в основном через рекрутинговые агентства которые подбирали нам сотрудников на аутсорс. К сожалению, это не сработало совсем, так как невозможно научить «жить проектом» человека, для которого ваш продукт лишь “один из”. Затем стали больше внимания обращать на личные рекомендации и людей, которых советовали по «сарафанному радио». В Украине это работает лучше всего.

Главные качества, которым должен владеть каждый специалист, который стремится к развитию на международных рынках это: этика, творческий подход, страсть к тому что он делает, коммуникабельность и трудолюбие. Без любви к продукту тоже невозможно. Пользователь очень быстро почувствует фальшь. А вы не сможете «продать» то, чего сами не хотите.

Когда я только начал формировать команду и проводить первые собеседования, я был поражен тем, что половина людей, с которыми ты договариваешься на собеседование в Украине просто на него не приходит и тебя об этом не предупреждает. В США такого нет. Мы в первую очередь понимаем, что время и договоренность – ценнее всего. Поэтому в ряд важных качеств добавилась еще и ответственность.

Еще один из основополагающих факторов – трудоспособность. Большинство молодых людей в Кремниевой долине работают около 60 часов в неделю и для них это не сверхнагрузка, а обычный рабочий процесс. Да и вообще американцы живут работой.  Для них это то, что помимо заработка, приносит удовольствие, В Украине «работать много» – это около 40 часов. Хотя есть и исключения.    

Украинцы – люди точных наук. Тут развиты математические и научные навыки. Если к этому добавить еще деловую этику, более слаженную коммуникацию и привычку постоянного саморазвития и объективной критики, получится хороший специалист. Ведь бизнес – в большей степени – это про отношения, а лишь потом об услуге, которую вы предоставляете, либо продукте, который вы производите. И это в первую очередь касается как раз западных рынков. 

У меня не возникало особых проблем с тем как удержать людей на позиции, чтобы они не перешли в другую компанию спустя полгода. Здесь многое зависит уже от руководства и вашего стиля управления. Сложно добиться успеха если вы не на одной волне со своей командой и если вы не чувствуете, что можете положиться и доверить. Такое же чувство испытывают и сотрудники. Собственно это одна из причин по которой я сейчас живу в Киеве. Я не верю в эффективное удаленное управление, поэтому принял решение быть рядом с командой. 

Автор: Джон Сунг Ким, основатель JetBridge