1975, Sony Betamax
В 70-х года двадцатого века на рынке домашних видеоформатов случилась война между Betamax и VHS. Компания Sony начала продавать свой Betamax в 1975 году, когда конкуренты уже выпускали VHS-проигрыватели.
Но Sony допустила ошибку: она запатентовала Betamax и удерживала на него эксклюзивные права, между тем рынок VHS быстро развивался, опережая Betamax по распространению. И хотя технически Betamax превосходил VHS, последний выиграл гонку просто потому, что стал вездесущим.
1993, Apple Newton
Newton – это яркий пример сложных времен в Apple, до того как компания стала самой дорогой в мире. По версии Forbes, Newton PDA (Personal Digital Assistant) провалился по ряду причин. Он стоил $700, был 8 дюймов в высоту и 4,5 в ширину, а распознавание почерка было таким плохим, что его высмеяли в ставшем классикой эпизоде “Симпсонов”.
Спустя 8 лет Apple наконец развернула рынок мобильных планшетов к себе лицом, представив первый iPad. Больше никто не называл их PDA, а само слово iPad стало нарицательным.
1995, Microsoft Bob
Microsoft Bob задумывался как понятный пользователю интерфейс для Windows. Это был проект, которым управляла будущая жена Билла Гейтса – Мелинда. Но спустя год проект закрыли. Почему?
“К сожалению, программное обеспечение требовало больше производительности, чем на то время мог обеспечить среднестатистический компьютер. Боб умер”, – написал тогда Гейтс.
1995, Virtual Boy от Nintendo
Virtual Boy был амбициозным шагом в сторону новой прорывной технологии – виртуальной реальности. Просто купите Virtual Boy и получите окно в цифровой мир VR.
Однако в реальности Virtual Boy был далек от данных им же обещаний. Игры на то время были буквально черно-красными кошмарами с низким разрешением, катастрофической графикой, которая неплохо смотрелась бы на игровой консоли, но о виртуальной реальности нечего было и думать.
Virtual Boy продал 1 млн устройств, и это стало величайшим провалом в истории Nintendo, которая уходит в прошлое в плоть до конца 19 века. А сегодня басня о Virtual Boy часто используется скептиками для того, чтобы охладить хайп вокруг технологии VR.
2006, Microsoft Zune
Zune задумывался как “убийца iPod”. Но закончил он печально. Как пояснил провал Zune экс-директор направления домашние развлечения и мобильный бизнес в Microsoft Робби Бах, “Нам просто не хватило храбрости, честности, и мы гнались за Apple с продуктом, который не был плохим, просто он был продуктом гонки, но у людей не было причин сказать: мне нужно пойти и купить эту вещь”.
К слову, сегодня Zune можно найти на eBay, если вам вдруг захочется поэпатировать публику.
2006, Mobile ESPN
Mobile ESPN, представленный в январе 2006 года, был одним из грандиознейших провалов “операторов мобильной виртуальной сети” или ОМВС, среди которых также были Amp’d Mobile, Helio, Disney Mobile и другие.
Идея была в том, что ESPN (американский глобальный кабельный и спутниковый спортивный телевизионный канал) будет эксклюзивно продавать телефоны с доступом к контенту и видео ESPN через Verizon Wireless. Но на момент запуска в линейке ESPN был только один телефон – Sanyo за $400. На то время это была бешеная цена за телефон. Никто его не покупал, поэтому ESPN быстро прикрыл лавочку. А потом пришли смартфоны и обвалили саму концепцию.
2006, HD-DVD
Спонсируемый преимущественно Toshiba, HD-DVD должен был стать более высококлассным последователем DVD. Продавались HD-DVD-проигрыватели, и популярная игровая консоль Microsoft Xbox 360 предложила HD-DVD приставку – что могло пойти не так?
Предложенный Sony формат Blu-ray победил, когда Warner Bros. в январе 2008 года заявил, что отказывается от HD DVD в пользу Blu-ray. Ясное дело, в игровых консолях Sony PlayStation 3 был встроенный Blu-ray проигрыватель, как и DVD в PlayStation 2. То есть PlayStation 3 дал толчок новому формату, как в свое время было с DVD.
Спустя месяц Toshiba объявила о закрытии HD-DVD инициатив, а Blu-ray остается доминирующим форматом для видеопроигрывателей спустя многие годы.
2007, Joost
Joost, изначально известная как The Venice Project, должна была стать peer-to-peer ТВ-сетью будущего. Изобрели ее европейские гении, которые стояли за появлением Skype. Компания переманила на пост СЕО восходящую звезду Майка Волпи из Cisco и заключила сделку с CBS.
Joost готовился переосмыслить то, как мы потребляем профессиональный видеоконтент. Однако вместо этого Hulu, совместное предприятие News Corp., NBC и Disney, перехватило инициативу и стало лидирующим источником популярных телесериалов в интернете. А про Joost сегодня никто и не вспомнит.
Пока Hulu набирал обороты, Joost столкнулся с полным набором проблем из-за своей P2P архитектуры, громоздкого софтверного плеера, контент-библиотеки и т.д. После запуска в сентябре 2007 года он так и не выстрелил, а в 2009-м его продали.
2008, Google Lively
По какой-то причине, в начале 2000-х Google придумал, что он должен конкурировать с Second Life. Это был такой себе виртуальный мир, который выглядел как игра, но был предназначен для социальных взаимодействий между людьми через виртуальность. Почти никто не помнит о нем, хотя он до сих пор существует, поддерживаемый очень узким комьюнити суперфанатов.
В июле 2008-го Google выпустил свою версию Second Life – Lively, который в отличие от оригинала должен был быть “без секса”. Но когда случился экономический кризис, все пошло прахом, и Google прикрыл проект в ноябре 2008.
2009, The Nook
В 2009 году Barnes & Noble выпустили электронные ридеры Nook, которые очень слабо покупали. По мнению инвесторов, дело было в том, что люди перестали читать. Но скорей всего проблема была в том, что Nook попросту не самая классная читалка в мире. Amazon Kindle – недорогие, простые в использовании и легко синхронизируются с аккаунтами Amazon. Что еще нужно для успеха?
2011, Qwikster
В сентябре 2011-го Рид Гастингс объявил, что Netflix запускает Qwikster – прокат DVD-дисков. Это заявление вызвало тонну критики, и через всего 23 дня Гастингс взял свои слова обратно – Netflix останется единым стримминг-сервисом, отдельно DVD продавать не будут. В то же время Netflix анонсировал сервис по доставке дисков с компьютерными дисками на дом. Эти планы тоже накрылись вслед за Qwikster.
2011, HP Touchpad
TouchPad от HP на собственной мобильной платформе WebOS ушел с рынка всего через полтора месяца после запуска. Компания продала Best Buy всего 25 000 планшетов за 49 дней продаж.
К слову, TouchPad был неплох. Грубоват по краям, но это можно было устранить в последующих релизах. Просто он ничем не превосходил iPad, что делало его всего-лишь еще одним планшетом на рынке.
2013, Facebook Home
С Home Facebook хотел стать домашним экраном на вашем телефоне. Но ничего не вышло.
Менее чем через месяц стоимость двухлетней подписки упала с $99 до $0,99. А все потому, что Home был интересен только самым фанатичным пользователям. “Для Facebook-зависимых он нормальный. Но похоже он потребляет слишком много данных и ресурсов батареи. Удаляю”, – говорилось в одном из отзывов.
2014, Fire Phone от Amazon
У Amazon тоже случались осечки, и Fire Phone – одна из самых запомнившихся. Его выпустили в 2014 году, а в следующем бесславно закрыли.
Телефон работал на Android и выглядел достойно. Но с коммерческой точки зрения он был полным провалом. Флагманская функция – технология 3D-сканирования лица – не помогла устройству конкурировать на рынке. После этого Amazon навсегда завязал с производством смартфонов.
2016, Samsung Galaxy Note 7
Про Galaxy Note 7 уже все сказано. У одного из самых многообещающих смартфонов-флагманов Samsung была маленькая проблема – внезапные возгорания или даже взрывы. Предположительно, из-за одного из таких взрывов однажды сгорел целый автомобиль.
Смартфоны попали под бан в самолетах, после чего Samsung отозвал всю серию. Однако линейка Note продолжает существовать — последней версией стал Samsung Galaxy Note 8.