Коммунальный концерн «Центр коммунального сервиса» (ЦКС) запустил площадку, на которой киевлянам предлагается оплачивать онлайн счета за коммунальные услуги, интернет, мобильный телефон и телевидение. Чтобы начать пользоваться сервисом, нужно лишь пройти регистрацию с указанием места своего проживания, после чего в личном кабинете отобразится вся информация по вашим счетам.

Впрочем, ничто не мешает вам указать адрес, например, своего соседа. Сервис моментально выдаст сведения по его задолженностям, последним платежам, какой метраж его жилплощади, сколько человек в ней прописаны и на кого оформлены договора.

На этот баг обратил внимание юрист, блогер и гражданский активист Клим Братковский. Он проверил счета президента Украины Петра Порошенко по его квартирам на Грушевского и убедился, что задолженностей у того нет. А вот у соседки президента – одной народной артистки Украины – таковых накопилось на 10 000 грн.

[fb_embed_post href=”https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=1931467713531648&id=100000053155198/” width=”765″/]

Также юрист выяснил, что в квартирах президента прописано только по одному человеку. Договора по одной оформлены на него, а по другой – на его жену, Марину Порошенко.

Редактор AIN.UA проверил работу сервиса и убедился, что информация по чужим квартирам действительно доступна на сайте по простой регистрации. Площадка не проверяет личность пользователя, а также его права на жилплощадь, которую он регистрирует. Например, на других подобных площадках, чтобы получить доступ к счетам, нужно ввести данные о последних оплатах по счетам или другую информацию, которую может знать только настоящий владелец квартиры.

Некоторые договоры об услугах оформлены на старых владельцев – то есть, знать имя настоящего владельца, можно отследить тех, кто владел жилплощадью до них. Такая информация, по словам Братковского, не сохраняется в открытом доступе в официальных реестрах, поэтому она довольно чувствительная.

Разумеется, свободный доступ к чужим данным на площадке – это баг. “Мне кажется, команда спешила поскорей дать людям возможность предоставить показатели счетчиков по горячей воде после того, как мэрия отказалась от услуг “Киевэнерго”. Не думаю, что задумка была такая с самого начала”, – говорит юрист.

Это – конфиденциальная информация. Когда люди подписывают договора с поставщиками услуг или обслуживающими организациями, они предоставляют этим компаниям согласие на обработку своих данных, а не на их свободное разглашение. “Были спорные случаи, когда ЖЭКи вывешивали списки с указанием сумм задолженностей по квартирам – а как иначе давить на должников? Многие негодовали по этому поводу, потому что информация о задолженностях может дискредитировать человека. Но это было разглашение в пределах дома. А тут получается, что любой может узнать такую информацию.

С другой стороны, это полезно. Меня, например, беспокоит, почему я оплачиваю счета, а в ЖЭКе говорят, что денег на ремонт придомовой территории нет, потому что очень много долгов по ЖКХ. Пусть подают на должников в суд, взимают долги или накладывают арест на квартиру – по таким спорам у нас упрощенная система подачи.

Если все жильцы дома посмотрят, кто платит, а кто нет, можно будет делать вывод – это ЖЭК ничего не делает или нужно давить на непорядочных соседей”, – заключил Братковский.

Он также отметил, что данный баг может быть очень полезен для журналистов. По его мнению, данная информация может быть как общественно полезной, так и опасной – если кто-то будет использовать ее злонамеренно. “Это может дискредитировать человека. Например, можно узнать, есть ли крупные задолженности у политиков, которые зачастую совсем не бедные люди. 

К слову, оплатить чужие счета в системе также можно без проблем.

Скорее всего, в будущем этот баг закроют, и пользователи должны будут подтверждать свои права на квартиры, по которой хотят посмотреть счета. А пока он еще есть, можно насладиться открытостью данных по ЖКХ на совершенно новом уровне.

“Моя гражданская позиция такова – я за открытые данные. Уже много открыто того, что раньше было закрыто, начиная с деклараций и регистрационных данных бизнеса, и заканчивая открытыми реестрами на недвижимость, землю. Они не все оцифрованы, но открыты. На самом деле доступ до публичной информации очень широкий, и по большому счету эта информация (которую мы видим на сайте ЦКС – ред.) не выходит за рамки того, что уже открыто”, – заключил Клим Братковский.

К стати, данные о должниках находятся в открытом доступе уже больше года – правда, лишь о тех, статус которых подтвердил суд. Такой реестр запустил Минюст.