Стефан Паник и Джо Арсено хотели превратить разработку игр для Minecraft в бизнес, который приносит прибыль, но до недавнего времени они не знали, как это сделать.

Паник работал на нескольких работах и жил с отцом, а Арсено строил карьеру в Best Buy. В свободное время вместе они занимались развитием проекта Noxcrew, создававшего запутанные миры и мини-игры в Minecraft. Затем у проекта появилось около 50 волонтеров, которые поддерживали его развитие. На сегодняшний день у игр Noxcrew более 1 млн загрузок. Но все попытки команды заработать деньги – от сбора пожертвований до рекламы – заканчивались ничем. Средств хватало только на оплату хостинга.

Все изменилось в конце 2016 года, когда поступило выгодное предложение от Microsoft. Компания хотела обсудить создание официального маркетплейса для продуктов Minecraft, который позволит Noxcrew продавать свои работы напрямую игрокам. Так же, как и основатели многих других компаний-издателей игр, Паник и Арсено уволились с основных работ и начали посвящать Minecraft полный рабочий день вместе с 15 подрядчиками.

World Of Horses Ranch – игра, разработанная Noxcrew

«Мы получили возможность создать маркетплейс и превратить хобби в реальный бизнес», – отметил Паник.

Спустя 10 месяцев после старта проекта, Microsoft представил истории людей, который добились успеха благодаря Minecraft Marketplace. Так, 16-летний юноша умудряется платить за колледж, продавая свои творения на Minecraft, а один израильский стартап использует новые возможности для того, чтобы создавать мотивирующий контент для молодых девушек. Не осталась без внимания и история самих Паника и Арсено, которые смогли увеличить количество своих игр.

Компания Microsoft рассказала изданию Fast Company, что с июня прошлого года выплатила $7 млн 45 издателям контента на Minecraft Marketplace, а пользователи загрузили игры 25 млн раз. «Рост взаимодействия с контентом Marketplace каждый месяц – это то, во что мы инвестируем в долгосрочной перспективе. Мы пытаемся понять, как начать расти еще быстрее», – говорит Хелен Чанг, глава Microsoft Minecraft.

Вместе с тем, как Marketplace изменил жизнь небольшого числа издателей игр, он должен начать приносить доход и самой Microsoft, которая потратила на покупку компании-разработчика, Minecraft Mojang $2,5 млрд в прошлом году. Учитывая то, что аудитория Minecraft составляет 74 млн человек, без учета создателей игр, у маркетплейса есть все шансы стать крупным проектом, но для этого Microsoft придется постараться, обеспечивая условия для молодой аудитории и сохранения тех членов коммьюнити, которые привыкли годами строить экосистему Minecraft бесплатно.

Команда Noxcrew

Попытки монетизировать Minecraft предпринимались давно и не только Microsoft, которая активно занимается этим вопросом с лета прошлого года. Minecraft Marketplace – это только первый шаг. Еще одним перспективным направлением является разработка модов для мобильной и консольной версии игры, поскольку на сегодняшний день большинство модов работает только в версиях для Windows, Mac и Linux. Microsoft считает моды интересной нишей как для своей собственной разработки, так и для сторонних издателей.

Пытаясь извлечь выгоду из моддинга игр, Microsoft хочет не допустить ошибок своего предшественника – компании Valve, планировавшей в 2015 году ввести платные моды. Доход от продажи разработок шел, в основном, самой Valve, а издатели получали только 25%. Реакция на такую политику была незамедлительной и заставила компанию отказаться от намеченных планов.

Чтобы избежать проблем, Microsoft оставляет большую часть прибыли от продаж издателям и не посягает на авторские права. По словам Хелен Чанг, удача Microsoft заключается в том, что у технологического гиганта есть чужой опыт, который можно использовать.

Кроме того, основатели Marketplace стремятся сделать открытое сообщество издателей, в которое каждый может внести свою лепту. Так, по словам Анат Шперлинг, соучредителя израильского стартапа Toya, создающего в Minecraft игры для девочек, некоторые ее идеи нашли реализацию в маркетплейсе.

Тем не менее, пользователи Minecraft Marketplace все же опасаются монетизации. Так, после запуска проекта летом прошлого года, на некоторых форумах появились сообщения о том, что Microsoft, теоретически, может сделать популярные моды платным. В ответ на такие заявления, компания отметила, что не собирается предпринимать подобные шаги.

Маркетплейсу еще есть куда расти. Так, стартовав год назад, проект развивается достаточно медленно, тщательно отбирая издателей. На сегодняшний день их уже 45, и вопрос заключается в том, по какой схеме набирать новых. По словам представителей компании Microsoft, они могли бы очень быстро собрать около 200 партнеров, но понимали, что маркетплейс и его контент не готовы к этому. Например, на сегодняшний день он не поддерживает функцию поиска или сортировки результатов, что значительно осложняет работу с контентом.

Игра, разработанная стартапом Toya

Microsoft заинтересована в найме персонала, который будет анализировать весь поступающий на платформу контент. При этом, компания настаивает именно на людях, занимающихся модерацией, поскольку алгоритмы не зарекомендовали себя в этой области на данный момент.

Одним из самых ярких конкурентов Minecraft является Robloх – платформа, позволяющая игрокам создавать и шерить игры, используя виртуальные Lego-блоки. Компания обладает большим количеством юзеров и нанимает внушительный штат модераторов для проверки контента.

В Microsoft, в свою очередь, признаются, что только формируют команду, от пропускной способности которой будет зависеть рост Minecraft Marketplace. Кроме того, открытым остается вопрос организации промо для проектов издателей-участников маркетплейса. Robloх, например, позволяет пользователям самостоятельно платить за рекламу своих игр. Пока непонятно, пойдет ли Microsoft этим же путем.

Несмотря на то, что Minecraft Marketplace еще предстоит много работы, в случае успеха, этот проект может стать основной будущей стратегии Microsoft. Сейчас же, на самом раннем этапе своего развития, платформа помогает издателям заявить о себе и зарабатывать реальные деньги.