Оригинальный Burning Man, который уже успел стать культовым во всем мире, ежегодно проходит в США, в пустыне Блэк-Рок в конце лета. Precompression в Киеве проводился с согласия оригинального Burning Man, поскольку Precompression — это торговая марка, которая принадлежит LLC Burning Man и охраняется по всему миру.
Инициатором ивента в Киеве выступила общественная организация «Сообщество Бернеров Украины» (Uburners). Это сообщество украинцев, которые неоднократно бывали на Burning Man. В прошлом году они создали там первый украинский кемп Kurenivka, а 26 мая устроили “репетицию” предстоящего Burning Man в Киеве – в формате Precompression. Поскольку тема фестиваля в Блэк-рок в этом году звучит как “Я, робот”, киевский Precompression имел схожую тематику – “AI думкою багатіє”.
Попасть на Precompression Kyiv можно было только по заранее оформленным билетам в нескольких ценовых категориях: 250 грн для тех, кто на данный момент испытывает серьезные финансовые трудности, 500 грн для всех остальных, а также 1500 грн для состоятельных людей, которые хотели поддержать сообщество. При этом все участники, независимо от цены за билет, имели одинаковый доступ ко всем зонам фестиваля.
Также организаторы ввели на несколько дней были специальные билеты по 600 грн для тех, кто не успел купить билеты в первых двух категориях до 6 мая.
Цену билетов формировали из простого расчета: дело в том, что Precompression – некоммерческое мероприятие. На территории не размещали торговцев, не продавали пиво и еду, не было отдельно оплачиваемых VIP-зон, как это обычно бывает – финансировалось мероприятие за счет самих участников. Аренда павильона – с продаж билетов. Еду и напитки, оборудование, декор для территории, реквизит и все необходимое организаторы и участники приносили с собой.
Чтобы все это организовать, несколько уикэндов подряд до проведения Precompression все, кто мог, собирались на ВДНГ на импровизированные субботники: приводили в порядок территорию, оборудовали зоны отдыха и активностей, украшали павильон. Все, что для этого нужно, приносили с собой.
Наемных сотрудников тоже практически не было: в день фестиваля волонтеры по очереди подрабатывали барменами, раздавали еду, устраивали концерты, перфомансы и конкурсы.
Не Блэк-Рок, но тоже хорошо
Общая площадь павильона №13, в котором отжигали украинские бернеры, составляла около 1000 квадратных метров. Еще столько же пространства было на улице, плюс подземелье. На территории разместилось 11 зон – как на улице, так и в самом павильоне.
На входе – в Greetings zone – гостям необходимо было обнять гритера (встречающего вас бернера) ударить в колокол (этот ритуал делает каждый virgin на Burning Man) получить подарок и браслет.
В некоторых зонах, например, в “Секс-комнате”, фотографировать было запрещено. Там действовал свод строгих правил, которые мы не осмелились нарушить.
В каждой зоне также неизменно соблюдались 10 заповедей Burning Man. Одна из них – leave no trace (не оставляй следа) – особенно рьяно. Многие участники фестиваля курили, однако выбрасывать бычки, как и любой другой мелкий мусор, на землю было запрещено. Бернеры добросовестно унесли весь мусор с собой, оставив после себя чистую территорию. Об этом после фестиваля в общий Telegram-чат написали организаторы. Невиданное для большинства массовых мероприятий чудо…
Внутри Precompression все было бесплатно, экономика дарения: одна команда волонтеров сварила 700 порций каши из сома в полевой кухне, другая – соорудили бар Barabar, где можно было заказать любой напиток, пройдя через колесо фортуны с заданиями. На входе дарили сувениры на память об участии, внутри самого Precompression можно было получить в подарок печенье, самодельные браслеты, значки, стикеры и даже поцелуй.
“Самыми популярными зонами оказались чайная Robot^Soul и “Барабар” – мы никак это не замеряли, но и невооруженным глазом было заметно, что там в каждый момент времени было больше всего людей. Именно там наиболее сильно ощущалась атмосфера Берна!”, – рассказал AIN.UA представитель UBurners Ярослав Корец.
В “Барабаре” возле сцены можно было выпить что-нибудь вкусненькое. Также на территории фестиваля было несколько контейнеров с питьевой водой.
А для тех, кого не разморило жаркое майское солнце, целый день играли музыку на любой вкус: в павильоне властвовал диджей, а на открытой сцене постоянно сменяли друг друга самые экстравагантные музыкальные коллективы.
Участники также проводили различного рода перформансы на любой вкус. А еще на территории фестиваля был сферический кинотеатр и лекторий, в которых новички могли углубиться в концепцию Burning Man и все, что с ним связано.
Когда стемнело, все плавно переместились в зону Fireshow, где обжигали глиняные скульптуры, были огненные перфомансы и Огненный Человек.
Кто пришел на Precompression Kyiv
Почти все участники Precompression Kyiv явились в костюмах. Мы постарались запечатлеть самые интересные образы, при этом нас сразу предупредили, что на Precompression Kyiv фотографировать людей можно только с их согласия. Спешим заверить, что съемочная группа AIN.UA добросовестно испросила у каждого, кого вы увидите на фото, разрешения на съемку.
Поскольку на территории Precompression ничего нельзя было купить, а пластиковый мусор здесь старались не плодить, участников просили приходить со своей посудой: кружками, термосами, флягами для воды. Такой подход доказал свою эффективность – установленные на территории мусорные бачки были полупустыми.
На фестиваль люди пришли в полной амуниции: брали с собой теплые вещи, еду, напитки. Не только для себя, но и для товарищей бернеров. На Precompression поощряли делиться и делать друг другу подарки. А еще не скупиться на обнимашки.
Здесь собрались люди всех возрастов, профессий и пристрастий: как простые студенты, так и известные предприниматели, маркетологи, юристы.
Было и немало детей – самые маленькие, 4-5 лет, а также школьники средних и старших классов. Хотя на входе висело ограничение 18+.
Многие супруги и влюбленные были в парных костюмах. Например, муж и жена, облаченные в нарядные католические костюмы. К сожалению, нам удалось угнаться только за девушкой.
К слову, она стоит внутри участка арт-инсталляции Time To Say Goodbye — это тоннель, созданный из офисного потолка (работа будет представлена украинцами на Burning Man, а на Precompression был построен прототип – 1\10 часть тоннеля). Идея в том, чтобы, находясь внутри объекта, ощутить эффект переживания посмертного опыта на рабочем месте: туннель, темный в одном конце и полный ослепительного света в другом. Выход завуалированный.
Искусство на Precompression
Арт-объекты можно было увидеть как в павильоне, так и снаружи – по всей территории Precompression. Некоторые монтировались прямо у нас на глазах:
Денис Фурсенко вместе с Ириной Артюховой, Александром Хворостом и Владимиром Недогодой представили проект “Диалог”. Мы видим стену размером 2,5*2,5 метра с жанровыми фотографиями манекенов. Около стены расположены два манекена, друг напротив друга. Один манекен – без головы.
“Мы хотим показать, насколько несовершенно общение между людьми. В то время, когда мы хотим быть услышанными и понятыми, часто наш оппонент в принципе не видит нас, не слышит нас, и не присутствует в нашем разговоре. И хорошо, если мы – это тот кто говорит, но ведь часто мы играем роль и того, кто сидит без головы”, – поясняет Фурсенко.
В арт-объекте AI.Tlants, который также будет представлен на Burning Man 2018, художники интерпретировали существующий классический сюжет древнегреческой мифологии о Атлантах, держащих небесную сферу, в современном веянии. “В нашей истории мы символически визуализировали мир будущего, который будет проводиться андроидами – гуманоидными роботами или синтетическими организмами, призванными выглядеть и действовать как человек”, – говорится в описании проекта.
Описание арт-инталляции Mirror Egg или “Триєдність Структура №12” не укладывается в наш информационный стиль, поэтому предлагаем узнать, что хотели сказать авторы, перейдя по ссылке. Снаружи она похожа на закрытый цветочный бутон:
Но если заглянуть внутрь, можно затеряться в десятках зеркальных граней, которые призваны научить нас познавать самое себя и друг друга.
На улице также нашлись не менее витиеватые арт-объекты, большинство из которых зажглись инфернальным свечением, когда на территории фестиваля стемнело.
Дмитрий Орел привез мобильный ювелирный верстак и делал подарки всем желающим – бижутерию в стиле кибер-стимпанка. За 8 часов он раздарил примерно 50 предметов различной бижутерии, сделанной вручную.
Итоги
Как сообщил AIN.UA Ярослав Корец, на Precompression Kyiv продали 693 билета, зачекинились из них около 670 человек. “Самый первый прогноз еще до старта продаж билетов был – 700 человек. Когда же стартовали продажи, мы скорректировали расчет на 500 человек, но в последние дни неожиданно активно купили еще пару сотен билетов”, – рассказал он.
По словам Ярослава, результат превзошел самые смелые ожидания. “И случилось это не из-за визуальной или музыкальной части, а потому что нам удалось воссоздать атмосферу Burning Man в Украине, – подчеркнул он.
Многие члены нашего комьюнити даже не надеялись на такое, другие считали, что это принципиально невозможно из-за ментальных качеств, а теперь мы знаем, что в эти выходные мы сделали нечто большее, чем Precompression – у нас родился свой региональный Burning Man”.
Напоследок – хорошая новость для всех, кто принял участие в первом Precompression Kyiv, а тем более тех, кто по каким-то причинам не попал на ивент: в следующем году UBurners намерены повторить, но уже в другом формате.
“Я думаю, что формат Precompression\Decompression уже мал для нас. В следующем году будет настоящий региональный берн за городом, с тематическими кемпами, со сжиганием арт-объектов, и, конечно же, это будет длиться несколько дней”, – пообещал Корец.