Компания SPD Ukraine занимается разработкой и поддержкой ПО, в ней работает более 250 специалистов. Под этим брендом работает две компании: SPD-Group Ukraine и Software Product Development, которыми владеют соответственно Александр Садовский и Богдан Халяпин. Компании ведут различные проекты, не пересекающиеся между собой.

11 мая в офис SPD-Group Ukraine с проверкой пришли сотрудники Гоструда и потребовали предоставить документы на сотрудников. Такая же проверка состоялась и в Software Product Development 14 мая. “Особо их заинтересовали договоры гражданско-правового характера. О них безусловно было известно проверяющим, так как мы отчитываемся о каждом человеке, с которым заключаем договор, и которому выплачивали деньги за оказанные услуги”, – рассказал AIN.UA исполнительный директор и по совместительству директор по юридическим вопросам SPD Ukraine Николай Кудрявцев.

По его словам, компания была готова к проверкам и не ожидала никаких проблем с чиновниками. “У нас все оформлено официально, никаких “конвертов” и “неоформленных” нет в помине”, – утверждает Кудрявцев. Однако уже через несколько дней в SPD Ukraine поступили акты от Гоструда, согласно которым компании вменялись грубые нарушения трудового законодательства в отношении 11 специалистов по SPD-Group Ukraine и еще 9 человек по Software Product Development.

Как пояснил Кудрявцев, эти специалисты сотрудничали с SPD Ukraine на основании договоров гражданско-правового характера на оказание услуг (разовых, удаленных или периодических, без нужды в постоянном сотрудничестве). “По сути это схожие договора с аутсорсерами, но люди по тем или иным причинам не имеют статуса ФЛП”, – пояснил Кудрявцев. На таких условиях SPD Ukraine работала в основном с разработчиками, также у компании были договора с сисадминами, организаторами ивентов, флористом.

По мнению представителей Гоструда, компания не имела права заключать договора с разработчиками, а должна была принять их в штат по трудовому договору. Теперь за “допуск к работе без оформления трудового договора и не сообщение в налоговую службу о приеме на работу” компании SPD Ukraine предстоит заплатить штраф в размере 130 минимальных зарплат – за каждого не оформленного в штат субподрядчика. В сумме, по оценкам Кудрявцева, штраф за 20 человек может составить до 2 млн грн.

В компании обвинения Гоструда считают возмутительными. По словам Кудрявцева, с начала 2017 года SPD Ukraine заплатила за этих физлиц почти 170 000 грн налогов в рамках SPD-Group Ukraine и еще более 100 000 грн – по Software Product Development. По оценкам компании, это почти в 10 раз больше, чем если бы люди были оформлены в штат на минимальную зарплату.

“Сумма налогов по таким договорам (гражданско-правового характера – ред.) составляет не 5%, как у ФЛП, а полные 42%. То есть такая же ставка, что и у нанятых в штат сотрудников. Эти налоги за людей платит сама компания – мы принципиально отказались от любых игр с наличностью и оформляли все выплаты официально”, – заявил Кудрявцев.

Он также перечислил основные аргументы SPD Ukraine против заключения Гоструда, которые компания изложила в своих жалобах на предписания ведомства:

  1. Договоры не носят характера трудовых, это допущения и вольная тенденциозная трактовка. Кроме того, право признавать договор не заключенным или применять к нему нормы другой отрасли права имеет лишь суд.
  2. Представители Гоструда не спросили мнение самих людей, которые не считают, что их права нарушали. Некоторые из них дали пояснения по этому поводу: они не просили принимать их в штат, они не писали жалоб. Кроме того, с выплаченных им сумм платились ПДФО и ЕСВ в точно таком же размере, как если бы они были нанятыми, т.е. у них идет трудовой стаж и т.п.
  3. Нужды в постоянной занятости этих людей у компании нет. Услуги носили периодический характер, часто удаленно. Постоянно разработкой занимаются аутсорсеры на условиях предпринимательской деятельности – это стандартная модель.
  4. Представители Гоструда не проверяли наличие этих людей в офисе. Очевидно, что при таких обстоятельствах фактический допуск к работе – это фантазия проверяющих”.

“Проблема в том, что проверки ведутся слишком формально. Очевидно, что в нашем случае стояла задача “стянуть штрафы” – никто не переживает ни по поводу аргументов, ни по поводу каких-то реальных проблем с бюджетом или с людьми. Мы видели когда-то такое в налоговой, история повторяется”, – говорит Кудрявцев.

Компания оформила свои замечания и передала их в ведомство, однако они были отклонены.

Поданные SPD Ukraine жалобы на преписания Гоструда остались без ответа. Сегодня в Управлении Гоструда состоится слушание дела о наложении штрафов на SPD-Group Ukraine, также 12 июня аналогичное слушание состоится в отношении Software Product Development.

Представители SPD Ukraine подали жалобу бизнес-омбудсмену, а также обратились за помощью в IT-ассоциацию Украины и к нескольким нардепам. “Ассоциация выступила с письмом в нашу поддержку, в остальном пока ждем ответов”, – говорит Кудрявцев. В дальнейшем планируют обращаться в окружной административный суд.

“Схема “плати – потом обжалуй” очень удобна проверяющим, но не бизнесу. В течение месяца компания будет вынуждена оплатить гигантские штрафы, а подача заявления в суд не приостанавливает их уплату. Также процедуры административного обжалования в вышестоящем органе просто не предусмотрено. Это явный беспредел на фоне “деклараций о дерегуляции””, – считает Кудрявцев.

Редакция AIN.UA попросила Дмитрия Гадомского, управляющего партнера Axon Partners, прокомментировать ситуацию:

“Это дополнительное объяснение звучит намного внушительней вчерашнего странного пресс-релиза (имеется ввиду заявление SPD Ukraine в Facebook – ред). Выглядит так, что Гоструда не устроил фриланс, и это действительно проблема для всех. В законе нет запрета работать по гражданско-правовом договору.

Если компания платит за своего контрагента все предусмотренные налоги и сборы, а в договорах нет ни единого намека на гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом (выходные, рабочее время, отпуск), то Гоструда в суде проиграет”, – пояснил юрист.

По мнению Гадомского, данный случай не является опасным прецедентом: “Мало кто на рынке так делал (работал с людьми по гражданско-правовому договору – ред.). Я только один раз встречал три года назад, да и то не на IT-рынке, а в консалтинге. Не думаю, что стоит готовиться к чему-то большему, чем есть сейчас”.

UPD: Как сообщил Николай Кудрявцев, SPD Ukraine подала дополнительные доказательства (данные отчетов об оказанных услугах, которые показывают, что они носили конкретный характер по объему, а не были исполнением “трудовой функции”), после чего сегодня Госслужба согласилась принять во внимание доводы компании и более детально изучить ситуацию. Для этого взяли перерыв до 12 июня.

“Похоже, у них есть отличный шанс доказать, что контролеры могут быть не только исполнителями и работать в рамках “генеральной линии партии”, но и подходить к обстоятельствам дела индивидуально и решать кейс на основе соблюдения законных интересов бизнеса. Посмотрим”, – заключил он.