Предыстория
Компания Portmone существует с 2002 года. Главное предназначение сервиса, ради которого люди становятся его клиентами, с тех пор не изменилось: удобная оплата счетов за коммунальные услуги. Кроме того, с помощью сервиса можно пополнять мобильный счет, оплачивать различные услуги в интернете и делать денежные переводы.
Но не просто существует, а вполне успешно развивается. На сегодня компания обслуживает более 3 миллионов пользователей и более 1400 организаций, и ежемесячно у сервиса около 15 тысяч новых абонентов. В 2013 году компания выпустила мобильные приложения для iOS и Android. А недавно вышло новое приложение, которое воплощает, по мнению авторов, «философию простоты, удобства и безопасности»
Справедлива ли эта оценка?
Простота
Это крайне субъективное понятие. Человека, который о процессе оплаты коммунальных услуг знает только понаслышке от мамы или хозяина съемной квартиры, простота сервиса может не впечатлить. Но того, кто помнит, каково это – стоять в очереди в банке или на почте, возможности и их доступность в интерфейсе Portmone однозначно порадуют.
Более того, интерфейс порадует и тех, кто уже привык оплачивать коммунальные услуги в интернете. Потому что после обновления он стал, черт побери, действительно простым:
На главной странице приложения мало кнопок и разделов, но при этом сразу доступны все возможности. Просто они удачно разделены на категории:
- “Пополнение мобильного”;
- “Перевод денег”;
- “Оплата счетов”;
- “Все услуги”.
В последнем разделе собраны все услуги, кроме денежных переводов, плюс дополнительные: страхование, торговые сети, электронные билеты, подписка на периодику и платежи в бюджет.
Есть на главной и кое-что лишнее: кнопка перехода в кабинет пользователя вверху, где можно изменить личные данные. Лишняя, потому что внизу есть еще кнопка “Профиль” – и тут также можно изменить личные данные, а также много другого. То есть “Профиль” полнее, и надобность кнопки входа в кабинет на фоне этого сомнительна.
Кроме этого, на главной есть кнопка перехода на страницу со специальными предложениями и акциями от Portmone. Классно, только чтобы с ними ознакомиться, придется покинуть приложение и перейти на сайт.
К кнопкам в меню в нижней части главной страницы вопросов нет – ничего лишнего, все по делу:
- “Главная”;
- “Счета”;
- “Карты”;
- “Профиль”.
В разделе “Счета” – собственно счета и шаблоны для регулярных платежей. Создать шаблон можно, проведя определенный платеж впервые. После этого проводить платежи можно будет в те самые два клика.
Раздел “Карты” идеален. Добавить карту можно, сфотографировав ее прямо в приложении. Номер карты распознается буквально мгновенно, ты даже не успеваешь понять, что карта попала в нужные границы на экране. Управлять картами – удалять, переименовывать, устанавливать карту по умолчанию – тоже крайне просто и быстро.
Немного раздражает, что нельзя увидеть номер карты, чтобы скопировать. Но если цель – дать кому-то номер карты для получения денежного перевода, то этот вопрос приложение решает другим методом, но об этом позже.
В “Профиле” можно управлять личными данными, настроить приложение под себя и получить поддержку. Эти возможности определяют вторую составляющую философии.
Удобство
В “Профиле” можно:
- Выбрать ваш регион. Это нужно чтобы в каталоге услуг отображался список релевантных для этого региона компаний.
- Выбрать тарифный план. Это как раз новая возможность, появившаяся в последнем обновлении. Вариантов всего два, и это чрезвычайно удобно. По умолчанию стоит тарифный план “Комиссия”. Это когда вы оплачиваете комиссию за каждую операцию (она может быть разной, зависит от платежа). Этот план удобен в том случае, если вы делаете до трех операций в месяц. Если больше, то вам стоит рассмотреть тарифный план “Месяц” – с фиксированной комиссией в 19,90 грн. Есть нюанс. За эти деньги вы можете оплачивать услуги неограниченного количества компаний, но счетов от одной компании должно быть не более трех. Иначе начислится повторная комиссия в размере 19,90 грн. Объяснение этому ограничению простое: чтобы вы не использовали Portmone в коммерческих целях, оплачивая коммуналку за всех своих соседей. Кстати, каждый новый клиент получает возможность оплаты коммунальных и телеком-счетов без комиссии в первые два месяца.
- Управлять персональными данными (ФИО, почта, телефон) и паролем.
- Установить возможность авторизации с помощью Touch ID. Это не просто удобство, а даже необходимость, потому что в целях безопасности приложение очень скоро вас разлогинивает.
- Вводить промокоды, если они у вас есть.
- Получить помощь. Здесь все прекрасно: можно написать письмо или сделать звонок прямо из приложения по одному из трех номеров (городской, “Киевстар”, “Водафон”), а техподдержка работает круглосуточно.
На главной есть строка поиска, позволяющая найти компанию в базе и сразу перейти к оплате услуг. Также на главной есть список последних операций.
Неоспоримым удобством является то, что база компаний, чьи услуги можно оплатить в приложении Portmone – действительно огромна. И они очень удобно разделены на категории. Для оплаты счетов в большинстве случаев нужно знать только номер лицевого счета. Оплачивая счет, вы сразу можете параллельно создать шаблон.
Перевести деньги на карту можно тремя способами:
- обычным просто по номеру карты получателя;
- по телефону;
- по QR-коду.
Две последних опции появились в последнем обновлении.
Тут же можно и получить деньги – по телефону, указав номер перевода и телефона, и по QR-коду, сгенерировав и отправив получателю или скачав его в PDF. Правда, отправить можно только почтой. Но есть неофициальный и более удобный способ: сделать скриншот экрана и отправить картинку (искать PDF-файл на телефоне не всегда удобно).
Но есть в приложении и кое-что, что противоречит заявлениям об удобстве. То, что для совершения ряда операций приходится покидать приложение, переходить на сайт и повторно логиниться. Это раздражает почти так же, как необходимость идти подтверждать операцию, совершаемую через сайт на десктопном устройстве, в приложении на телефоне, который лежит на зарядке в другой комнате.
Например, у вас может просто не хватить терпения, если вы решите купить через приложение Portmone билеты на концерт. Вас отправят на сайт, заставят логиниться и на сайте Portmone, и на сайте билетного оператора, а потом будут отправлять код подтверждения оплаты с задержкой в 10 минут. Просто Portmone – все-таки не для покупок билетов на концерт. Хотя железнодорожные билеты – вполне.
Безопасность
Как уже упоминалось, можно включить авторизацию через Touch ID и Face ID, если они поддерживаются телефоном. Это и безопасность, и удобство сразу.
В приложении не хранятся CVV-коды ваших карточек. Это безопасно, но уже не так удобно. Хотя помнить код из трех цифр – это все-таки не вводить номер карты каждый раз.
Если в процессе заполнения шаблонов пользователь допускает ошибку, система не позволит перейти к следующему шагу и укажет, что именно необходимо исправить.
Также Portmone стала первой компанией в Украине, прошедшей международный аудит безопасности в соответствии с требованиями стандарта PCI DSS, что делает процесс оплаты счетов и переводов максимально безопасным.
Примеры
1. Пополнение мобильного
Есть комиссия 2%. Но ее нет только в случае пополнения с сайта оператора. Комиссия незначительна, простота процесса это с лихвой компенсирует.
2. Перевод на карту
К сожалению, в процессе перевода не видно имя получателя. Поэтому если вы сделаете ошибку, вы узнаете об этом слишком поздно. А отменить перевод с карты на карту нельзя. Поэтому переводы с помощью QR-кода выглядят куда более привлекательными.
3. Оплата услуг интернет-провайдера
Например, провайдер – “Інформаційні технології”. Он есть в базе Portmone. Для оплаты достаточно было указать ПИН – идентификатор абонента. Даже не пришлось вводить сумму – автоматически подтянулась сумма месячной абонплаты. Хотя это был платеж не по шаблону (но мы его создали в процессе оплаты – в будущем не нужно вводить даже ПИН). После нужно перейти в раздел “Счета”, а там – или сразу оплатить, или зайти и еще раз проверить правильность реквизитов. Комиссии не было, SecureCode вводить не нужно. На всю операцию ушло менее минуты, дольше всего вводился ПИН. Но эта оплата почему-то не появилась в “Последних операциях”.
4. Покупка железнодорожных билетов
Заходим в раздел “Все услуги” на главной, оттуда – в “Электронные билеты”, затем – “Железнодорожные билеты”. После этого вы отправляетесь на сайт. Интерфейс удобный, все можно выбрать. После оплаты билет придет вам на почту. Единственное, что не так удобно, как хотелось бы – нужно снова логиниться, и Touch ID уже не поможет.
Итого
Плюсы:
- Главное преимущество Portmone перед приложениями для интернет-банкинга – в том, что все ваши карты хранятся в одном месте. Ведь у одного пользователя могут быть открыты карты в разных банках. Вместо нескольких банковских приложений у вас будет одно – Portmone. Кроме того, далеко не у всех украинских банков есть конкурентоспособные приложения.
- Огромная база компаний, чьи услуги можно оплатить онлайн. И даже если вы подловите Portmone на отсутствии в базе какой-то компании, там есть опция – “Перевод на произвольные реквизиты”. Уточняем: наличие компании в базе значит, что при оплате ее услуг вам не нужно вводить все ее реквизиты – их за вас уже ввели Portmone.
- Интерфейс очень привлекателен своей простотой. Это приложение, в котором не будет сюрприза из разряда “а так можно было?”, потому что все возможности в нем – на самом видном месте.
- Удобство. Распознавание номера карты, попутное создание шаблонов, QR-коды, Touch ID – вроде простые и очевидные вещи, но ведь их могло не быть.
- Дешевизна. Учитывая, сколько онлайн-платежей все мы делаем ежемесячно, фиксированная комиссия в 19,90 грн без преувеличения умиляет.
- Круглосуточная техподдержка и гарантированная безопасность сохранят ваши нервы.
Минусы:
- Не все операции можно сделать из приложения
- При денежных переводах по номеру карты не видно имя получателя, что чревато незамеченной ошибкой при вводе.
- Было бы классно, если бы поиск выдавал результат независимо от языка ввода запроса. Например, интернет-провайдер “Тріолан” нашелся только с третьей попытки после “Triolan” и “Триолан”.