Мы уже рассматривали положения данного законопроекта более детально. Напомним, составители законопроекта подают его как инструмент повышения уровня кибербезопасности в стране и борьбы в информационной войне с Россией. Однако сами украинцы видят его совсем иначе.

“На самом деле это:

  1. Жесточайшая цензура интернета. Хуже, чем в РФ. Блокировка ресурсов (без суда), которую вы, скорее всего, не сможете обойти. За вас будут решать, что вам показывать, а что нет.
  2. Полная потеря вами анонимности. Вы не сможете пользоваться TOR, да.
  3. Распил государственного бюджета на покупке оборудования и услуг от известной израильской компании Allot.
  4. Детальный мониторинг вашего трафика. О вас будут знать все.
  5. Снижение скорости (либо в результате мероприятий по контролю и мониторингу трафика, либо в результате ваших действий по обходу всего этого добра), и значительное повышение цен на интернет.
  6. Произойдет монополизация рынка интернет-провайдеров.

Насколько все это повысит кибербезопасность нашей страны? В макроотношении – на ноль. Зеро. Ни на сколько”, – пишет cybersecurity lead в компании DATAS Technology Егор Папышев.

Как отмечает директор NetAssist Максим Тульев, который присутствовал на заседании комитета, в законопроекте все намного хуже, чем казалось изначально. “Мы с Татьяной Поповой и еще парой журналистов поймали в кулуарах замначальника СБУ Олега Фролова. И задали ему ряд неудобных вопросов. В частности, о развороте заблокированных https-доменов в нашу критическую инфраструктуру. Среди прочего он сказал, что разработчик DPI, с которым они ведут переговоры, говорит, что их система может фильтровать HTTPS-трафик, так что все будет фильтроваться. На уточняющий вопрос, не пишется ли законопроект под одного поставщика оборудования, ответил, что ну требования мы выставим, может кто еще сделает такое оборудование”.

Речь, очевидно, о компании Allot, о которой упомянул Папышев. Это поставщик оборудования для фильтрации трафика. По мнению Папышева, если закон примут, авторы проекта получат доступ к сотням миллионов долларов на реализацию совместных проектов с Allot.

“Для несведующих в технике: фильтрация HTTPS будет работать только если производитель DPI заставит всех пользователей установить у себя их ключи шифрования. А кто не установит – потеряет возможность доступа к интернету вообще. То есть с приватностью в сети можно будет попрощаться навсегда. От этого сознательно отказались даже в России, Беларуси и Китае, некоторое время такая система работала в Казахстане, но из-за очевидных проблем от нее отказались и там”, – отмечает Тульев.

По мнению сооснователя Berezha Security Владимира Стирана, данный законопроект – это первый шаг в сторону тоталитаризма и капитального контроля над информационным полем в стране со стороны государства. “Всегда думайте о следующем шаге, который государство попытается сделать в сторону ограничения свободы и усиления безопасности. Вчера нам запретили пацакские соцсети, сегодня пытаются сделать эти запреты гибкими и удобными (читать: уязвимыми для злоупотреблений). Что будет завтра? Блокировка VPN, которыми массово увлеклась молодежь, или сразу запрет криптографии и шифрования устройств, дисков и сообщений?” – написал он.

UPD: В пятницу, 6 июля, после того, как Верховная Рада не проголосовала за рассмотрение законопроекта, Служба безопасности Украины опубликовала официальную позицию и обоснование важности принятия законопроекта. В ней говорится, что предумотренное законопроектом “ведение открытого в общем доступе Единого реестра исполнения судебных решений и применения санкций в сфере телекоммуникаций, наличие прозрачной процедуры принятия процессуальных решений о временном блокировании доступа к информационным ресурсам (сервисов) обеспечит демократический гражданский контроль за действиями СБУ для укрепления национальной безопасности Украины”. Также в ведомстве акцентировали, что за деятельностью органов сектора безопасности и обороны будет осуществляться парламентский контроль.

[fb_embed_post href=”https://www.facebook.com/SecurSerUkraine/photos/a.1539443172952349.1073741828.1536845479878785/2162284647334862/?type=3&theater/” width=”725″/]

У данного законопроекта, помимо СБУ и ряда чиновников, есть сторонники и со стороны общества. Ранее аргументы “за” принятие №6688 высказывала юрист-криминолог Анна Маляр. Она отметила, что в реалиях, в которых Украина находится сегодня, а именно в условиях войны с Российской Федерацией, необходимы серьезные меры безопасности и противостояния информационному оружию, которые могут отличаться от методов в мирное время. Однако Маляр подчеркнула, что №6688 нуждается в серьезных доработках во избежание злоупотреблений со стороны силовиков и заинтересованных лиц.