Краткая история NEO

Виталик Бутерин впервые презентовал миру Ethereum в 2013 году, а в июле 2015-го провел краудсейл, собрав более $18 млн в биткоинах. Примерно в это же время два китайских разработчика Да Хун Фэй (Da HongFei) и Эрик Чжан (Erik Zhang) основали в Шанхае неприбыльную организацию OnChain и принялись создавать собственную версию Ethereum, назвав ее Antshares («муравьиные акции»).

Привлечение средств на разработку Antshares проходило в два этапа, и их тоже можно считать весьма успешными. В 2015 году 17,5 млн и 22,5 млн «муравьиных» токенов были распроданы азиатским инвесторам за $550 000 и $4,5 млн, соответственно. Однако на мировой арене продвижение криптовалюты Antshares пошло вяло. Западные рынки не могли разглядеть потенциал «муравьиных акций» из-за слабой маркетинговой кампании и из-за трудностей перевода с китайского.

В прошлом году OnChain наконец занялась ведением технической документации на английском, немецком, испанском и французском языках и в июне 2017 года провела полный ребрендинг проекта, сменив его имя на NEO. Это привело к резкому взлету курса. Токены NEO за один год подорожали в 1500 раз – c $0,11 за штуку в январе 2017-го до свыше $160 в январе 2018-го.

К июлю 2018 года их цена просела вместе со всем криптовалютным рынком до $38 за штуку. Сейчас NEO с капитализацией $2,5 млрд занимает 12-е место в рейтинге крупнейших криптовалют. Однако многие называют этот проект «китайским фениксом», накапливающим силы и способным взлететь на лидирующие позиции, как только китайское правительство даст отмашку.

NEO vs Ethereum

Эксперты часто называют NEO «китайским эфириумом» и «убийцей эфириума», подчеркивая схожесть двух проектов. Платформа NEO, как и Ethereum, поддерживает смарт-контракты, позволяет сторонним разработчикам развертывать децентрализованные приложения (DAPPS) и проводить первичные размещения токенов (ICO). Оба проекта имеют очень похожую философию, открытый исходный код и Тьюринг-полноту. Их разработкой занимаются серьезные ответственные команды при поддержке обширных криптосообществ.

Будучи первопроходцем и ведя мощную маркетинговую кампанию, Ethereum привлек всеобщее внимание, получил импульс для экспоненциального роста и стал доминирующей платформой для развертывания DAPPS. Однако запустившаяся на год позже платформа NEO вышла избавленной от многих присущих Ethereum недостатков и с целым рядом существенных преимуществ.

Отличие №1 – Ориентация на Китай. Одним из важнейших конкурентных преимуществ NEO эксперты считают ее географическую сфокусированность. Проект нацелен не на то, чтобы превзойти Ethereum, а на то, чтобы заполучить Китай. Эта стратегия не раз помогала доморощенным китайским компаниям вытеснить со своего рынка западных (или некитайских) гигантов. Примеров много: Alibaba/Amazon, Wechat/Facebook, Sina Weibo/Twitter, Baidu/Google. Эксперты отмечают, что Ethereum сравним с «Диким Западом», а NEO создается по-азиатски податливым к регулированию с расчетом предоставить китайскому правительству рычаги контроля над своей децентрализованной платформой в обмен на инкубационные условия.

«Цель NEO – служить реальной экономике, поэтому мы приветствуем регулирование, – объясняет свою стратегию Да Хун Фэй. – Если пользователи хотят быть анонимными, быть не цензурируемыми, то возможно регулируемый блокчейн не для них. Но если вы хотите вести по-настоящему серьезные бизнесы на блокчейне, если вы хотите подключить к блокчейну мейнстримные финансовые потоки, то регулирование вам точно необходимо.»

Отличие №2 – Быстрота. Вторым крупным превосходством платформы NEO является способность обрабатывать свыше 1000 транзакций в секунду благодаря использованию собственной разработки – механизма консенсуса под названием «Делегированная задача византийских генералов». Ethereum, работающий на устаревшем, дорогостоящем и чрезвычайно энергозатратном proof-of-work-протоколе, на текущий момент ограничен скромным показателем 15 транзакций в секунду. Впрочем, разработчики Ethereum утверждают, что активно трудятся над несколькими решениями этой проблемы, и обещают повысить масштабируемость своей сети в течение года.

Отличие №3 – Многоязычность. Смарт-контракты и децентрализованные приложения в сети NEO могут быть созданы на любом из нескольких популярных языков программирования, таких как C# и Java. Это снижает входной барьер для всех разработчиков мира. В Ethereum для написания смарт-контрактов и DApps необходимо изучить новый язык программирования Solidity. Очень мало людей знают этот язык.

Отличие №4 – Двухвалютность. Наличие в блокчейне NEO двух внутренних валют делает его более гибким. Токены NEO позиционированы исключительно как акции проекта. Они неделимы и могут храниться и передаваться только в целых числах (например, 1, 2 или 50). Для оплаты транзакций, запуска смарт-контрактов и других расходов в системе NEO будут выпущены дополнительные токены NeoGAS (или GAS). 100 млн монет GAS периодически в течение 22 лет будут начисляется в виде дивидендов каждому держателю токенов NEO.

В Ethereum существует лишь одна внутренняя валюта Ether. Ее можно разделять на дробные числа (например, 0,5 или 1,5689), и ее небольшие объемы используются как топливо для подпитки сети. В сети Ethereum плата за транзакции относительно высока и составляет в среднем $0,5, а в NEO она пока отсутствует и благодаря двухвалютности должна остаться почти на нулевом уровне.

Отличие №5 – Квантовая защищенность. Ожидаемое появление квантовых компьютеров несет угрозу криптовалютной индустрии. Новые вычислительные машины, предположительно, смогут очень быстро взламывать криптографические алгоритмы, на которых базируются блокчейны. Разработчики NEO утверждают, что уже создали анти-квантовый криптографический механизм под названием NeoQS. А Ethereum и почти все другие существующие криптовалюты такой защиты не имеют.

Характеристики

NEO

Ethereum

Предназначение

Платформа для смарт-контрактов и DAPPS

Платформа для смарт-контрактов и DAPPS

Дата запуска

9 сентября 2016

30 июля 2015

Начальное финансирование

$5 млн

$18 млн

Количество токенов в обращении

65 млн NEO (майнинг отсутствует, а эмиссия ограничена 100 млн NEO)

100,44 млн ETH (майнинг продолжается, предел неизвестен)

Метод проверки достоверности

Delegated Byzantine Fault Tolerance

Proof of Work (запланирован переход на Proof of Stake)

Скорость выполнения блока

10-20 секунд

12-14 секунд

Масштабируемость

Свыше 1000 транзакций в секунду

Около 15 транзакций в секунду

Языки программирования для смарт-контрактов

C, Java, Python, GO…

Solidity

Команда

Десятки человек

Свыше ста человек

Цена токена (3 июля 2018)

$38

$480

Капитализация (3 июля 2018)

$2,5 млрд

$48 млрд

 

Сделать экономику умной

Эксперты не сомневаются, что несмотря на схожесть NEO и Ethereum, эти две платформы в обозримой перспективе смогут не особо мешая друг другу обслуживать разные рынки, как сосуществуют китайская торговая площадка Alibaba с американской Amazon или китайский поисковик Baidu с американским Google. В этом уверен и основатель NEO, которому Китай представляется самым лакомым куском мира.

«Заглядывая на десять лет вперед в будущее Китая, я вижу, что наша страна станет крупнейшим и самым технологически продвинутым игроком в блокчейн-индустрии, – прогнозирует Да Хун Фэй. – Превосходство Китая в том, что мы имеем крупнейший рынок в мире, здесь много людей, много бизнесо. Цель NEO – стать к 2020-му году блокчейн-платформой №1, превзойдя таких конкурентов, как Ethereum, EOS, Cardano, Qtum, и всех остальных. Однако моя личная мечта – создать инфраструктуру для экономической системы следующего поколения».

Усовершенствовать экономическую систему NEO планирует путем оцифровывания на своей блокчейн-платформе всевозможных активов: недвижимости, автомобилей, драгоценных камней и металлов, бытовой техники, одежды и даже продуктов питания. Как только активы будут оцифрованы, они станут децентрализованными, внушающими доверие, отслеживаемыми, прозрачными и избавленными от каких-либо посредников. Реальные активы будут связаны со своими цифровыми двойниками при помощи цифровой идентификации, а с помощью смарт-контрактов пользователи NEO смогут легко ими торговать, обмениваться или использовать их в виде заемного средства.