Фелан вспоминает ситуацию, когда она впервые задумалась о существовании JOMO (joy of missing out – радость от упущенного). Журналистка летела на самолете из Лос-Анжелеса в Нью-Йорк и посреди рейса на борту отключился Wi-Fi. Ничего страшного не случилось — самолет не свалился на землю. Придя в себя после изначального раздражения, она вернулась к работе — и, к своему удивлению, потрудилась интенсивнее и эффективнее обычного. Сойдя с трапа, Фелан сразу же задумалась, как это можно назвать?
У интернета уже был ответ. JOMO — младший брат аббревиатуры FOMO (синдром упущенной выгоды или fear of missing out). Но у JOMO позитивное значение, это радость от того, что пропускаешь в сети. Фален описывает тренд как переосмысление давней мудрости о том, что нужно жить нынешним моментом. Правда, она адаптирована для мира, в котором не ответить на email-сообщение считается грубостью, а удаление дейтингового приложения может обернуться одиночеством на несколько месяцев.
Нравится нам это или нет, нам нужны современные технологии. Просто потребность не так велика, как кажется. JOMO помогает найти баланс.
Фален с удивлением отмечает, что к тренду присоединись крупные технологические компании. В частности, Google и Apple сделали на своих мобильных операционных системах специальные разделы для трекинга времени, проведенного за устройством, и установки ограничений. Впрочем, журналистка подозревает, что IT-гиганты поступили так не только из благих намерений, но и находясь под влиянием исследований, доказывающих связь между чрезмерным использованием смартфонов и психологическими проблемами у подростков.
Чтобы приобщить как можно больше людей к практике JOMO, Фален приводит краткую инструкцию для интересующихся.
У вас наверняка уже существует подобная проблема
Фален предлагает задать себе простой вопрос, чтобы понять, затронула ли вас технологическая зависимость. У вас есть смартфон? Если да, то вы уже на крючке — большой бизнес специально разрабатывает устройства, чтобы к ним было легко привыкнуть.
Проследите за своей цифровой диетой так, как за питанием
Сегодня многие всерьез задумываются о питании, потому что знают, как на организм влияет та или иная пища. Глютен делает нас вялыми, сахар может усилить чувство беспокойства. Но что насчет умов? Подумайте, что происходит с ними во время бесцельного скроллинга ленты.
Постарайтесь создать заметку или блокнот с записями о своих цифровых привычках. Помочь могут приложения вроде Moment или функции, которые дебютируют в новых версиях iOS и Android. Затем ограничьте время взаимодействия с гаджетами. Понаблюдайте, чему вас это научило.
Вместо того, чтобы так зацикливаться на еде, мы могли бы развивать осознанное восприятие интеллектуальной и цифровой активности. Понимать, что подпитывает нас приятными впечатлениями, а что провоцирует беспокойство и грусть. Фален констатирует: погружение в кликбейтовый контент или бесполезные YouTube-сессии, вероятно, не приносят никакой пользы.
Не нужно думать о JOMO, как о временном детоксе — скорее это неотъемлемая составляющая здорового, сбалансированного питания для вашего мозга. Вам не всегда захочется им заниматься, это не всегда ощущается естественно и весело, но, как и капустный смузи или пребиотики, это полезно.
Управляйте человеческими ожиданиями — и устанавливайте их пониже
Сделайте так, чтобы люди не рассчитывали на мгновенный ответ от вас. Если вы ощущаете давление со стороны семьи или друзей, заблаговременно предупредите их, что будете недоступны.
Некоторым нравится отвечать мгновенно, другие предпочитают подождать. Проблема в том, что друзья и коллеги могут возложить на вас определенные ожидания, не разбираясь, в каком вы лагере. Если вы не отвечаете сразу, они обижаются. Так быть не должно.
Сотрудник Google Глен Мерфи указывает:
Думаю, у каждого есть друг или босс, которому требуются дни на ответ. Наверное, мы все можем стремиться к такому уровню свободы.
Делайте все осознанно
В следующий раз, когда застанете себя за переключением следующей серии на Netflix, задумайтесь — чем можно заняться взамен. Конечно, заключительный эпизод хорошего сериала можно и посмотреть, но вы хотя бы сделаете это намеренно.
Исследователь поведенческой психологии Эшли Уильямс говорит:
«Очень часто, нам сложно различать моменты, в которых мы действительно проживаем жизнь. Время, которое мы проводим за компьютером, проверяя почту, постепенно накапливается в часы и дни, которые мы попросту не живем».
Ее исследования показывают, что люди достаточно плохо оценивают результаты потраченных денег, но еще хуже ориентируются в вопросе потраченного времени. Они просто не понимают, чего лишаются, потакая привычкам. Тем не менее, Уильямс обнаружила, что если напоминать людям об утраченных возможностях, которые приходятся на лишний час в онлайне, они чаще отказываются от бесполезных привычек и ощущают себя счастливее.
Держите под контролем технологии
Есть весомая причина, по которой воздержание попросту не работает — это тяжело.
Поэтому, если вы не собираетесь удалить аккаунты из всех соцсетей или выбросить телефон из окна, с технологической индустрией придется сотрудничать. К счастью, ситуация на рынке как раз удачная.
Глава отдела сторителлинга в Центре человеческих технологий Макс Стоссел говорит, что Apple и Google долго получали прибыли от того, что их продуктами пользовались до состояния зависимости. Но ситуация обернулась тем, что люди перегорали и вообще отказывались от устройств или сервисов. Этого не хочет ни один бизнес — поэтому теперь за усилиями корпораций будет наблюдать особенно интересно.
Время, как говорит Фален, покажет.