Волна хайпа на теме искусственного интеллекта и его роли в бизнесе, высоко поднявшаяся в прошлом году, наткнулась на стену реальности. Хотя, по оценкам Gartner, AI-технологии и создадут в 2018 более миллиарда долларов добавленной стоимости в бизнесе, вопросы о целесообразных сферах их применения и способах эффективного внедрения только вступают в стадию зрелости. Пока же запуск машинного разума во благо потребителя достаточно часто приводит к провалам, которые оставляют заметный след в публичном поле.
Гендерные казусы при переводе, летальные автомобильные аварии с участием автопилота, синдром «внезапного сумасшествия» и появление у домашних IoT-устройств шпионских привычек – небольшой пробный шар, который показывает, с какими проблемами предстоит столкнуться в ближайшем светлом будущем, наполненном разумными машинами.
Какие ваши доказательства?
Искусственный разум пока что не показал впечатляющих достижений и в области прогнозирования событий, где он мог бы принести реальную пользу. Относительно свежий пример – попытки предсказать исход чемпионата мира по футболу несколькими независимыми исследовательскими группами, одна из которых полагалась на мощные механизмы AI с приличным объемом исходных данных. Исследователи из Swiss Bank, технических университетов Мюнхена, Дортмунда и Гента, используя принципиально разные методики и модели, пришли к одинаковому выводу – ведущую тройку команд составят Испания, Бразилия и Германия. Особо показателен провал AI-группы – ни алгоритм Random Forest, ни детальный анализ данных из 16 источников, от экономических факторов страны-представителя до внешних и внутренних особенностей сборной по футболу и результатов последних четырех чемпионатов, не смогли обеспечить преимущества. Динамическая человекозависимая среда по-прежнему остается для машин загадкой. Как результат, в области принятия стратегических решений на государственном и бизнес-уровне AI пока рекомендуют использовать только как дополнительный инструмент.
Бот, да не тот
В деловой среде внедрение виртуальных работников заметно отстает. Одной из типичных ошибок бизнеса остаются попытки полной замены своих сотрудников, ведущих общение с клиентами, программными ботами. На текущем этапе AI и механизмы машинного обучения способны выступать лишь в роли помощника, расширяющего возможности персонала и повышающего продуктивность. Убрать человека из уравнения довольно легко, но бесшовно вывести виртуального ассистента или менеджера в реальный мир и создавать с ним положительный клиентский опыт пока не выходит. Также многие организации и пользовательские среды могут быть не готовы следовать мировой моде на AI и применять необкатанные технологии на реальных пользователях.
Слишком дорогая игрушка?
Бизнес пока не умеет правильно «подключать» человека к процессу общения бота с клиентом и тратит слишком весомые ресурсы на их тренировку, выходя далеко за пределы окупаемости. Хотя интеллектуальная система и может какое-то время функционировать автономно, рано или поздно она, подобно автомобилю, потребует соответствующего обслуживания. Если им пренебречь, владелец получит вместо выгоды бесполезный кусок оборудования и программного кода.
Социальный контекст также остается одним из наиболее важных условий для внедрения AI. ФОКУС на технологиях и данных вместо концентрации на реальной пользе в здравоохранении, биотехнологиях, финтехе и юриспруденции уже стал причиной не одного провального проекта с бюджетом в десятки млн $.
Back to Earth
Упор на технологии вместо бизнес-стратегии, ведение разработки без учета бизнес-потребностей, культивация «стартапного» мышления без привлечения сторонних экспертов, надежда выплыть на волне хайпа – компании, активно работающие с AI, обязаны преодолеть эти болезни в ближайшее время. Иначе прогрессу не бывать. Возвращение на Землю будет трудным, но позволит сконцентрироваться на реальных достижениях. Вспомним, какие завышенные ожидания преследуют сферу AI еще с 1950-х – тогда всерьез считали, что уже через 20 лет машины будут закрывать львиную долю задач, предоставив человеку возможность свободно заниматься творчеством. Вместо этого в 2018 году на одной из ведущих мировых выставок потребительской электроники посетителям предлагают восхититься домашним роботом – детищем крупной технологической компании, которое не в состоянии ответить на элементарный вопрос: «Что сегодня на обед?». В то же время, прогресс последних лет в области машинного перевода гораздо более важен для человечества, нежели возможность создания забавного, но условно полезного помощника.
Способность заглянуть на обратную сторону ЛУНы искусственного интеллекта, анализ громких провалов и показательных ошибок наряду с успешными практиками выводят технологические компании на новый виток развития с новой философией. Здесь игроки второго плана, неброские, но действенные решения, «серые кардиналы» в области AI начинают играть ведущие роли. На передний план выходит умение оценить зрелость технологии и ее соответствие конкретным запросам бизнеса.
Как ускорить качественное развитие решений, которые действительно упрощают человеку жизнь? Откровенный разговор о непростых реалиях искусственного интеллекта, Big Data, Data Science, облачных технологий, виртуальной и дополненной реальности, блокчейна и их способности создавать ценности для потребителя ждет нас на ежегодной конференции IT Weekend Ukraine, которая пройдет в Киеве 8 сентября в КВЦ «Парковый». Лучшие мировые специалисты поделятся своим мнениям о будущем IT-индустрии и на собственном примере расскажут, как избежать ловушек, гарантированно ведущих компанию к краху, покажут примеры эффективного применения последних технологий для решения бизнес-задач и помогут решиться на первые шаги для успешного развития. Будьте готовы к переменам, и добро пожаловать на IT Weekend Ukraine 2018.