Байкшеринг аналогичен каршерингу — просто во временное пользование можно взять велосипед, а не автомобиль. Но если поездить на машине получится далеко не у каждого киевлянина (в первую очередь, из-за требования иметь права и стаж вождения), то в Nextbike все проще. 

Сами байки универсальные — с удобной посадкой, регулируемой высотой сидений, несколькими передачами, надежными тормозами и громким звонком. На них есть светоотражатели и корзина. Также транспорт оборудован GPS-трекерами и заявлен как «антивандальный». Так ли это — покажет время. 

Рядовым пользователям, планируя поездку, стоит учитывать киевскую географию —  крутые подъемы дадутся непросто. В остальном, проблем возникнуть не должно. 

Формальных требований немного. Нужно быть совершеннолетним (или пользоваться сервисом в сопровождении взрослых), не перевозить на велосипеде пассажиров, не ездить в условиях сильного ветра или шторма. Еще одно важное уточнение — нагрузка на байк не должна превышать 120 кг. 5 из них могут приходиться на корзинку, закрепленную на руле. От клиентов Nextbike требуют соблюдать правила дорожного движения — с ними лучше предварительно ознакомиться на сайте Ассоциации велосипедистов Киева. 

По актуальным ПДД, штраф, например, за движение по тротуарам и пешеходным дорожкам составляет 85 грн, а за создание аварийной ситуации потребуют уже 170 грн и могут привлечь к общественным работам сроком от 20 до 40 часов.  При этом, станция, на которой мы брали велосипед расположена в пешеходной зоне — на входе в Парк им. Тараса Шевченко. Правила сервиса указывают, что ездить по пешеходным дорожкам нельзя, если их ширина таким образом сокращается до 1,5 м и менее. 

Вообще, Nextbike — пример сервиса, пользовательское соглашение в котором лучше тщательно прочитать перед регистрацией. Дело в том, что нарушение правил может обернуться существенными штрафами.

Как все работает

Киев — один из городов, где Nextbike работают на безстанционной основе. То есть, велосипеды паркуют на специально размеченных локациях, но закреплять их к столбикам или креплениям не нужно, достаточно просто поставить и заблокировать. К слову, всего немецкий Nextbike представлен в 150 городах по всему миру — и учетные записи можно использовать заграницей.  

Прежде чем взять велосипед, необходимо зарегистрироваться. Это можно сделать на сайте, в приложении (iOS, Android) или по горячей линии (в таком случае, регистрация обойдется в 30 грн).  После указания стандартного набора данных (имя, почта, телефон), необходимо заплатить 50 грн. Они остаются на счету для дальнейшего использования. В приложении доступна карта со всеми велосипедными стоянками. Всего их в городе 33. 

Когда на локации есть доступные байки, ее иконка подсвечена синим. При нажатии показано количество велосипедов и свободных паркомест. Подойдя к велосипеду, нужно отсканировать через программу QR-код или ввести его номер вручную.

Но сначала убедитесь в сохранности транспорта и отсутствии видимых повреждений. О них нужно сообщить представителям Nextbike (по телефону, через приложение или Messenger). Если дефект найдут после использования — компенсацию на сумму до 15 000 взвалят на последнего пользователя. При этом, сервис может проверять байки до 48 часов. 

Конечно же, такие условия вызывают обоснованные опасения — если вандалы испортят транспорт на стоянке в указанный термин, ответственность понесет клиент.

Как только начнется аренда, прозвучит щелчок. Это разблокировался замок на заднем колесе. В приложении сразу же начнется отсчет времени. Он не закончится, пока вы не закроете замок обратно. При этом, возвращать байки можно только на официальные станции. За нарушение правил паркования придется заплатить 100 грн в пределах города и 1000 грн, если байк оставили за чертой Киева.

Есть информация и о других ситуациях. Беспрерывное пользование велосипедом в течение 12 часов обойдется в 1000 грн. Если не вернуть байк в течение 24 часов, он считается украденным. Штраф — 15 000 грн. В случае аварии или кражи, нужно уведомлять Nextbike о происшествии. 

Стоимость 

Первого пополнения в 50 грн хватит на одну ознакомительную поездку. Тариф за разовое пользование — 30 грн за 30 минут, но не более 300 грн в день. 

Также до первого сентября действует скидка на покупку месячных (199 грн) и сезонных абонементов (599 грн). При их использовании полчаса каждой поездки (до возвращения байка на станцию и закрытия замка) бесплатны. 

Если превысить лимит, плата стандартная — 30 грн за 30 минут вне зависимости от плана. При образовании задолженности на счету, сервис грозит стягиванием пени, но ее размер не сообщается. Отменять автоматическое продление абонементов нужно, как минимум, за 14 дней до старта нового периода. 

Тарифная сетка Nextbike в Киеве не так выгодна, как во Львове, с которого сервис и начал работу в Украине. Там время считается по часам, переплата за дополнительные часы меньше, а сезонные абонементы дают больше преимуществ. 

Если подходить к использованию сервиса только с рациональной позиции, нужно передвигаться по городу короткими маршрутами, не затягивая с парковкой байков.

Больше всего повезло жителям центра Киева — на левом береге парковок всего две, а на Оболони они, фактически, привязаны к станциям метро. В рамках тестового заезда журналист преодолел совсем небольшое расстояние — от парка Шевченко до станции Золотые ворота. Следить за временем, в данном случае, не пришлось, но для более длинных расстояний это актуально. 

Проблемы и вопросы

Первое, что стоит учитывать — Киев, пока, суров к новичкам на велосипедах. Дорожек и доступных полос мало, а водители часто не воспринимают человека на байке как полноценного участника движения. Зато обильно сигналят. 

Чтобы детальнее ознакомиться с картой велосипедной инфраструктуры города, можно воспользоваться картой, которую запустили Kyiv Smart City совместно с общественной организацией «Киев — Велосипедный город». Согласно ее данным, общая протяженность велодорожек в городе составляет 58 км. И они расположены не на самых оживленных маршрутах.

Еще одна проблема — жесткая привязка к тридцатиминутному бесплатному лимиту. Если его нарушить, изначально выгодная поездка сразу оборачивается серьезными (по меркам городского транспорта) тратами. Сервис позиционирует себя именно как часть городской инфраструктуры, поэтому и сравнивать его в данном контексте нужно с метро/автобусами/трамваями. 

Многие из станций Nextbike расположены у метро или в пешей близости от метро. Это можно списать на ограниченный, тестовый запуск, но среди первых пользователей уже звучат рациональные вопросы. Зачем ездить на велосипеде от метро до метро и потом, как обычно, идти пешком до нужной локации, если можно привычно воспользоваться подземкой? 

Ситуацию, возможно, решила бы модель, которой пользуются западные сервисы по прокату электросамокатов — там транспорт можно оставить просто на тротуаре. Но пока парковка Nextbike привязана к официальным станциям, претензия звучит обоснованно. Впрочем, прокатиться по подолу или спуститься от Золотых ворот до Лукьяновской удобно уже сейчас. 

Кроме того, велосипедов мало — и даже в первый день киевляне активно их разбирают. Но следующем году обещают установку 2000 байков и расширение географии. Тогда, наверное, проблема исчезнет.

Пожелание, которое становится очевидным в первые минуты пользования сервисом — наличие приложения для Apple Watch/умных часов на Android Wear. Сверять, сколько времени длится аренда, с телефона неудобно и небезопасно — умные часы бы подошли намного лучше.

Выводы

В этом году, учитывая количество байков и парковок, Nextbike вряд ли станет реальной альтернативой общественному транспорту для большинства киевлян. Лучше всего сервис, наверное, оценят жители центральных районов Киева.

Кроме того, при сохранении нынешних расценок за превышение бесплатного окна, сервису сложно тягаться с транспортом — все таки, 30 грн хватит на три поездки на метро/автобусе/трамвае. При этом, если абонементы на общественный транспорт дают ощутимые преимущества (например, среднюю стоимость поездки в метро 6,5 грн), то абонементы на Nextbike ценовых преимуществ не открывают.

В остальном, запуск прошел гладко и успешно. Правила аренды простые и понятные — рядовые киевляне, впервые увидев байки, садились на них уже спустя 5 минут. Велосипеды, которые пока находятся в идеальном состоянии, тоже не вызывают нареканий. Они удобные и надежные, а больше от байк-шеринга ждать и вряд ли стоит.

Кроме того, байкшеринг — привычный элемент почти каждого крупного мегаполиса в мире и еще один элемент глобального пазла «шеринговой экономики». Теперь Киев тоже в тренде и, несмотря на изначальные вопросы, это хорошо.