Когда я работала менеджером по маркетингу в удаленных командах, появилось много мыслей об удаленной рабочей коммуникации. Каждый день общаться с коллегой по рабочим вопросам, но так и не увидеть его по видеосвязи? Проводить сборы и конференции для сотрудников онлайн?

Я задумалась, что же такое удаленная работа для меня –  об экономии компании или напротив, о финансовом риске падения продуктивности. Удаленная коммуникация подходит всем, если ее правильно поддерживать, или всегда будут те, кто дома себя организовать не может?

Самая большая фирма, с которой я сотрудничала и у которой успешно получалось создавать экосистему удаленной работы, насчитывала около 70 человек. Самый маленький такой проект – всего четыре человека.

Прежде чем соглашаться на первый опыт работы в ремоут-компании, мы обычно сталкиваемся с предрассудками и сомнениями.

Гипотеза 1. Одиноко

Большинству интровертов, скорее всего будет непонятным это утверждение. Ты на любимом удобном стуле, где все хорошо знакомо, тепло, пока за окном идет дождь, или стоит мороз и через 20 километров тебя ждет уголок в большом и шумном openspace.

Среди коллег, которые могли приезжать в офис или оставаться дома, хотя бы несколько раз в неделю работали из офиса около 10% людей. При этом были люди, которые никогда не приезжали в офис, даже если они жили недалеко.

Со временем мы привыкаем тратить минимальное количество сил и времени на поездки в офис, и остаемся дома вне зависимости от обстоятельств. Очень важно приучить себя пользоваться трекерами задач и времени – так организовать свой труд будет проще.

Гипотеза 2. В офисе шумно, жарко/холодно и невозможно работать

Тип офиса и комфорт в нем критично влияют на то, захотят ли люди менять домашний кабинет на офисный.

Согласно исследованиям, openspace влияет на здоровье сотрудников негативно. 80% удаленных сотрудников рассказали о меньшем стрессе при работе вне офиса. В офисах, где помнят о гигиене труда и соблюдают тишину, проблем с выполнением задач у меня не возникало.

Тем не менее, три четверти американцев предпочли бы выполнять самые сложные задачи не в офисе.

Если дела с openspace-офисами обстоят не лучшим образом, зачем они работодателю?

  • Деньги.

Офис открытого типа гораздо быстрее и дешевле организовать. Более того, в такой офис легко подсаживать новых людей, когда компания растет, и нет недостатка в пространстве.

Удаленную работу в плане офисных помещений вообще не нужно поддерживать. В больших компаниях, даже часть работников на удаленке сулит существенную экономию. Например, American Express в 2013 году уже удалось сохранить $10-15 миллионов благодаря их политике удаленной работы.

  • Простота коммуникаций.

Передавать информацию коллеге который сидит в паре метров от тебя, кажется более простым и быстрым, чем писать ему в рабочих чатах. При этом важно документировать все сказанное, что при офлайн-коммуникации сотрудники делают не всегда и теряют важную информацию.

Также следить за тем, чем занимается сотрудник на рабочем месте проще чем, когда он сидит не в офисе.

Гипотеза 3. Профессиональный рост медленный

Когда рядом нет опытного коллеги, который поможет с новым непонятным инструментом, или подскажет как быть в сложной ситуации, мы набиваем шишки самостоятельно.

Если в удаленной компании есть культура взаимопомощи и онбординга, проблемы недостаточной поддержки нет. В то же время и в офисе нового коллегу могут игнорировать и не дать должной поддержки, если у всех завал.

Что может пойти не так

Проблемы, с которыми столкнулась я, перейдя на удаленный формат:

  • Поиск мест для работы.

Если дома работать не удобно, начинаешь искать альтернативы вроде коворкингов и кафе. И тут обнаруживается что до ближайшего хорошего коворкинга дорога не ближе чем к офису, а комфортное для работы кафе нужно тщательно выбирать. В одних чересчур шумно и бегают дети, в других – плохой интернет.

Согласно статистике, 78% удаленных сотрудников работают дома и лишь время от времени выбираются в кафе или коворкинг сменить обстановку.

80% людей путешествовали и работали одновременно. Удаленная работа для тех, кому не сидится на месте – настоящая находка. Днем вы можете работать, а вечером – познавать мир. Во время своей удаленной занятости, я успела посетить порядка 12 стран и пожить в некоторых по несколько месяцев. Поскольку я много путешествовала в Азии, нужно было координироваться с коллегами из Европы и порой работать поздно ночью.

Дистанционные сотрудники по статистике берут меньше дней отпуска, и когда уезжают в теплые края отдыхать, чаще всего днем работают. Для работодателя это удобно, а вот коллеги со временем могут выгореть.

  • Самомотивация.

Удаленная работа помогла мне посмотреть на свою работу со стороны и оценить реально хочу ли я ею заниматься.

Если KPI или хотя бы цели с дедлайнами проставлены верно, с мотивацией проблем не должно быть. Однако если работа сейчас не зажигает, через несколько дней или недель вы можете столкнуться с мыслью: а зачем я вообще это делаю?

При офисной работе босс за стенкой служит стимулом работать, а на удаленке вы останетесь один на один со своими задачами.

  • Сложно переключиться на отдых.

Действительно, около трети ремоут-коллег сложно переключиться после работы на домашние дела и расслабиться. Это и не странно – люди работают преимущественно в той же комнате, где и живут. Им сложно разграничить работу и отдых, поэтому дистанционные сотрудники чаще офисных овертаймят.

Помогает хотя бы частичная работа вне дома и простые действия, которые маркируют рабочее время. Например, переодеваться в недомашнюю одежду на время работы и создать свой маленький отгороженный офис дома.

Почему удаленка может быть удобна работодателям

Согласно исследованиям, сотрудники теряют достаточно много времени на разговоры у кофе машины и на другие отвлекающие факторы. Почти полтора часа, если быть точным.

При этом, удаленные сотрудники чувствуют себя более мотивированными и нацеленными на результат, а также в среднем оценивают уровень своего счастья выше, чем офисные.

Но у медали две стороны, и сейчас такие IT-гиганты как IBM призывают своих сотрудников работать в офисах. Десятки тысяч работников должны будут вернуться к офлайн-коллаборации. Как объясняют это изменение менеджеры IBM, единое физическое пространство поможет сотрудникам коммуницировать проще и эффективнее. Что из этого получится и повысится ли доход – посмотрим.

Трекинг удаленных сотрудников

Немаловажным пунктом при дистанционной работе является возможность контролировать работников с 9 до 18. А как проверить чем именно занимается твой подчиненный на удаленке? Если не использовать трекинг монитора, узнать наверняка сложно.

Вопрос в том, зачем руководителю знать как распределяет свое время сотрудник, если он справляется со всеми задачами вовремя.

Следить за удаленными коллегами можно как при помощи инструментов мониторинга за десктопом типа ActivTrak, так и по достижению поставленных целей с дедлайнами.

Мотивирование сотрудников при удаленной работе

  • Личное знакомство

Узнайте больше о человеке: что он делает после работы, какие его цели и как можно помочь их достигнуть.

Рассказывайте о своих новостях, но не вдавайтесь в подробности: вы не близкие друзья. Я встречала людей, которые в подробностях описывают свой опыт, особенно негативный, подчиненным. Не делайте так. Коллеги – это не подушки, в которые можно выплакаться, и не мама, которая пожалеет. Даже если они находятся далеко и, скорее всего, никому об этом не расскажут.

  • Быстрая обратная связь

Распределенные сотрудники не видят друг друга – поэтому может создаться впечатление будто каждый работает в одиночестве и узнать новости о проекте можно только на собраниях раз в неделю.

Стендапы раз в день или раз в несколько дней помогут создать атмосферу командной работы и узнать чем занимаются коллеги.

Люди, которые хотят совершенствоваться, желают перенимать опыт у более опытных коллег. Как это сделать, если вы не общаетесь? Только через регулярные онлайн-встречи, где вы называете проблемы каждого на данном этапе и помогаете решить их друг другу.

  • Маленькие победы

Пусть до большой цели еще далеко – всегда есть маленькие задачи, которые успешно закрыты и продвигают всю команду к успешному финишу. Записывайте эти победы, делитесь ими и складывайте общий успех из понятных кирпичиков.

Какие они, компании с распределенными командами?

39% компаний, которые предлагают работу вне офиса, насчитывают до 25 человек. С большими компаниями история об удаленности случается не так часто – всего 15% компаний с удаленными сотрудниками с 1000+ коллег. Маленькие компании с меньшим количеством ресурсов чаще выбирают более бюджетный вариант коммуникации коллег – онлайн.

Статистика из Say-hi

За интернет и коворкинг соответственно 79% и 76% компаний предпочитают не платить своим сотрудникам.

Если полный remote не вариант

Одно исследование показало, что самые вовлеченные работники – это те, кто хотя бы один день в неделю работают удаленно. Если компания не готова к переходу на свободную форму посещения офиса, можно начать с возможности работать несколько дней в месяц или месяц в год каждому сотруднику.

Дистанционная работа – это не панацея для любой компании и не подойдет всем людям. Тренд на удаленную работу во всем мире растет, и сейчас уже около 43% американцев работают удаленно всегда или хотя бы некоторое время.

Продуктивность удаленных коллег зависит от характера их коммуникации. Если команды максимально эффективно справляются с задачами только в стенах одной и той же комнаты, переводить их на ремоут может быть убыточно. Например, распределенная небольшая команда стартапа на ранних сроках часто нуждается в постоянной коммуникации для наибольшей эффективности.

В случае, когда каждый сотрудник выполняет свои задачи автономно и ему достаточно периодически перенимать опыт коллег, ремоут решит проблему больших трат на ненужный офис. Такими специалистами могут быть графические дизайнеры, SEO-оптимизаторы, PPC-специалисты.

Автор: Мария Борисова, консультант по маркетингу малого и среднего бизнеса.