«Великий китайский файервол»
Начало развития китайского интернета не слишком отличается от других стран. В конце 80-х двое ученых из КНР отправили первое электронное письмо коллегам в Германии. В 1994 году появилось интернет-соединение между КНР и США. Китай стал частью глобального интернета. Начали появляться первые веб-ресурсы, а издание China Daily без цензуры и опасений использовало материалы из иностранных источников, в том числе агентства Reuters.
Власти не проявляли к этому особого интереса — в то время интернет чаще использовали ученые. Но в 1995 году телекоммуникационные компании начали создавать инфраструктуру, чтобы сделать сеть доступной всем жителя страны. Через год интернетом стали пользоваться обычные граждане. Это повлекло за собой рост популярности сети и попытки бизнеса заработать на новом рынке.
В ответ власти ввели ряд положений, которые ограничивали распространение сведений в сети. Они касались в первую очередь защиты секретных данных.
Спустя год появились подробные и жесткие правила. Например, в интернете запретили создавать и распространять материалы, которые призывали к нарушению конституции, законодательства, свержению правительства или социалистической системы; содержали контент сексуального характера, а также популяризировали азартные игры, насилие и убийства.
Затем правительство решило создать инструменты для контроля над интернет-контентом. В 1998 году Министерство общественной безопасности взялось за проект под названием «Золотой щит». Он начал работать в 2003 году.
«Великий китайский файервол» стал одной из частей этого проекта. Его функция заключается в фильтрации содержимого интернета страны. Сейчас жителям КНР заблокирован доступ к популярным веб-ресурсам. Причем не только к соцсетям, вроде Facebook и Twitter или видеохостингам типа Youtube, но и к сайтам иностранных СМИ. «Великий китайский файервол» отсеивает контент, которые неугоден правительству КНР. В том числе критику работы властей, азартные игры и порнографические материалы.
Рынок КНР — это 802 млн активных интернет-пользователей. Крупные компании пытались и пытаются провести успешную экспансию в Китай. Но есть проблема — им нужно одновременно соблюдать жесткие ограничения властей КНР и соответствовать идеологии западных на стран — их основного рынка. Усложняется экспансия китайскими аналогами известных платформ, которые добились доминирующего положения на рынке и умеют налаживать связи с властями.
Ли Кай-Фу. Начало экспансии Google в Китай
В 2000 году Google начал предоставлять услуги поиска для китайских пользователей по всему миру. Спустя четыре года компания запустила Google News для КНР. Но это была еще не экспансия, а скорее подготовка к ней.
7 мая 2005 года CEO Google Эрик Шмидт получил письмо от вице-президента Microsoft Ли Кай-Фу. Последний оказался заинтересован планами Google относительно КНР и предложил свою помощь в этом деле.
Ли Кай-Фу родился на Тайване, но учился в США. Он получил степень бакалавра в области компьютерных наук в Колумбийском университете. После чего продолжил учебу в университете Карнеги-Меллона. В 1988 году он получил докторскую степень. Определенное время Ли Кай-Фу занимал должность доцента, а затем поработал в Apple, Silicon Graphics и Microsoft.
В 1998 году он основал Microsoft Research Asia, исследовательского подразделения корпорации в Азиатско-Тихоокеанском регионе Ли Кай-Фу считался квалифицированным специалистом, отлично знающим рынок КНР.
Возможность привлечь к экспансии Ли Кай-Фу понравилась топ-менеджменту Google. Особенно ее поддержал старший вице-президент Джонатан Розенберг. Собеседование в весьма неформальной обстановке провел Сергей Брин. 18 июля Ли Кай-Фу ушел из Microsoft.
На следующий день его прежний работодатель подал иск против Google и Ли. Microsoft обвиняла бывшего сотрудника в нарушении соглашения о неконкуренции. В сентябре разбирательство закончилось. Ли Кай-Фу запретили делиться с Google конфиденциальными сведениями и помогать корпорации в поисковых и речевых технологиях. Но он мог участвовать в планировании экспансии и найме сотрудников в Китае. Ограничения с Ли Кай-Фу снимут только в 2006 году.
Наймом человека, способного возглавить экспансию, подготовка Google не ограничилась. В 2005 году компания вложилась в китайский поисковик Baidu. Таким способом в Google пытались прощупать рынок и упростить экспансию. Но случайно помогли создать конкурента. Baidu стала одной из причин ухода компании из КНР.
Начало экспансии Google заключалось в запуске поисковика на домене .cn. Он должен был следовать установленной в стране цензуре и уравнять шансы с местными компаниями. Также компания перезапустила под новым именем Google News в КНР.
Google.cn начал работать 27 января 2006 года. Подготовка и сам запуск проходили оптимистично. Набор персонала не составил труда. Как только в Китае узнали, что Ли Кай-Фу возглавит Google China, началась настоящая эйфория. Он получал сотни резюме. Рекрутинговая поездка в КНР была похожа на рок-н-ролльный тур.
Сопровождавший Ли старший вице-президент Google Алан Юстас, вспомнил, что все это напоминало какую-то странную азиатскую форму «битломании».
Через несколько месяцев после запуска Google.cn подразделение разместилось в своем офисе в Пекине. В штаб-квартире имелись привычные для корпоративной культуры Google элементы, вроде физио-шаров, столов для настольного тенниса, тренажерного зала и массажного кабинета. Также в угоду китайским развлечениям добавили караоке-комнату и видеоигру Dance Dance Revolution.
Первые проблемы на рынке КНР
У Google China не было времени расслабляться. Китайское правительство не испытало восторга от экспансии американской компании и действовало по привычной схеме. В декабре 2005 года компания получила лицензию для работы на рынке. Но вскоре власти заявили, что она больше недействительна. Решение мотивировали тем, что не понятно является ли Google интернет-сервисом или новостным порталом. Последним иностранцы управлять не могут.
На восстановление лицензии ушло полтора года. После этого работа стабилизировалась. Компания предложила удобные решения для клиентов, вроде возможности зайти в поисковик просто набрав «g.cn». Но к тому времени Google уже превратился в аутсайдера.
Этому есть логичная причина. Правительство КНР требовало хранить данные пользователей на территории страны. Google занимала противоположную позицию. Компании пришлось отказаться от ряда ключевых услуг.
От платформы отрезали — Gmail, Blogger, Picasa и ряд других сервисов. Некоторые услуги Google радикально переработала, чтобы они соответствовали требованиям властей. Но ситуацию это не спасло.
Китайские инженеры с энтузиазмом откликнувшиеся на работу в Google также разочаровались в компании. Всем известна уже отмененная практика Google — предоставлять разработчикам 20% рабочего времени на собственные сторонние проекты.
Таким способом корпорация побуждала инженеров в разных частях мира внедрять инновации и создавать новые продукты. Каждый из них получал доступ к кодовой базе Google. Без этого инженеры были бы слишком ограничены в инновациях. Но у китайских сотрудников Google доступа к кодовой базе не было и они чувствовали себя людьми второго сорта.
Проблемы во взаимоотношении с правительством
Успешная работа на рынке КНР зависит от умения находить общий язык с правительством. В Google для этого наняли руководителя по взаимодействию с органами государственной власти.
Первым руководителем направления GR стала бывший вице-президент китайской интернет-компании Sina. Ее имя не называют ни в СМИ, ни в посвященных компании книгах. Известно только, что она не говорила на английском языке и пыталась наладить взаимоотношения с правительством с помощью стандартных методов коммерческого сектора КНР.
Ее уволили после того как в Google узнали, что она взяла на себя смелость подарить китайским чиновникам iPodы. Вместе с ней компанию покинули и руководители, которые одобрили подобные расходы. Она удивилась, когда Ли Кай-Фу вызвал ее в кабинет, чтобы уволить. В китайском бизнесе подобная практика налаживания взаимоотношений с властями считалась стандартной.
После увольнения в Google China создали мини-отдел по связям с правительством. В него вошли три женщины во главе с Джули Чжу. Она ранее работала в правительстве КНР и не использовала методы в коммерческом секторе. Ситуация улучшилась.
При ней Google работала по такой схеме — правительство отправляет 10 пунктов, которые нужно убрать из поисковой выдачи. Google удаляет семь из этого списка, а в остальном надеется найти компромисс. Иногда спустя несколько дней или недель Google восстанавливала ссылки, которые подверглись цензуре.
Но несмотря на прогресс в топ-менеджменте Google появилось мнение, что компромиссы в Китае не работают. Их мнение подтвердилось в 2008 году. В преддверии Олимпиады власти решили ужесточить цензуру.
Чиновники потребовали у компании помимо цензурирования результатов в Google.cn, удалять нежелательные ссылки из китайской версии Google.com. Такие же правила ввели и для других поисковиков, но Google на соглашение с властями не пошла. В руководстве появилось мнение, что после Олимпиады китайские чиновники откажутся от ужесточения цензуры. Но этого не произошло. Ситуация даже ухудшилась.
В 2009 году появилась проблема с технологией автозаполнения строки поискового запроса Google Suggest. Ее разработали и впервые применили именно в КНР. Просто в компании заметили, что из-за сложностей ввода, местные пользователи часто печатали в поле поиска короткие запросы. Google Suggest упростила жизнь китайским пользователям. Но варианты запроса, которые предлагал поисковик, часто были связаны с порнографическим контентом.
Это быстро обнаружили чиновники. Они связались с руководителями Google и организовали встречу для обсуждения проблемы. В ней приняли участие представители трех разных министерств.
Используя ноутбук и проектор они продемонстрировали на какие сайты компания помогает попасть китайским пользователям. Руководители Google пытались объяснить, что кто-то искусственно повысил популярность секс-сайтов в Google Suggest. Но чиновников оправдания не впечатлили и они пообещали наказать компанию.
В сентябре 2009 года Ли Кай-Фу объявил, что покидает Google. В числе причин ухода не только проблемы с китайским правительством, но и неудачная конкуренция.
Неудачное соперничество с Baidu
Почти у каждого популярного сервиса есть своя копия в КНР. Клоном Google стала поисковая система Baidu, в которую американская компания инвестировала в 2005. Ее глава — Робин Ли, еще один китайский предприниматель, получивший образование в США.
Решив соперничать с Google, он начал продвигать идею, что только Baidu знает как работать с китайскими пользователями. Также ему в отличие от Google не нужно оглядываться на мнение мировой общественности. Робин Ли знал как наладить отношения с правительством КНР и активно следовал его указаниям. Baidu исключал из поиска ссылки без лишних комментариев и недовольства.
В правительстве КНР поняли, что вместо бесконечных сложностей с американской компанией, лучше поддержать сервис соотечественника. Компании оказались не в равных условиях. Чтобы окончательно свергнуть конкурента Робин Ли пошел на еще один шаг — создал «клуб Baidu». Его члены получали рекламные скидки если размещали поисковую строку сервиса на видном месте. Это возможностью воспользовались 30 000 веб-ресурсов.
Google пытался ответить создав союз с двумя крупнейшими веб-порталами КНР Tiania.com и Sina.com. Они разместили поисковую строку Google и это позволило нарастить долю на рынке до 15%. Но дальше американская компания не продвинулась.
Уход с рынка Китая
В конце 2009 года Google подвергся кибератаке. Ее особенности и цели позволяли утверждать, что в деле замешано правительство Китая.
Злоумышленники взломали Gmail-аккаунты китайских диссидентов и правозащитников. Вся их конфиденциальная информация начиная с планов и заканчивая контактами оказалась в руках хакеров.
Пока инженеры изучали последствия атаки, топ-менеджеры пытались разобраться в том, что дальше делать в КНР. С этой целью они провели серию встреч. Первоначальные ожидания относительно китайского правительства не оправдались. Несмотря на компромиссы считаться с Google никто не собирался.
Сергей Брин выступил за то, чтобы Google прекратила поддерживать цензуру. Его поддержали некоторые руководители, но далеко не все. В числе последних оказался Эрик Шмидт. Но в конечном итоге мнение Брина возобладало. 12 января 2010 года руководство огласило решение отменить цензуру поисковых запросов в КНР. Сотрудников Google China об этом никто не предупредил.
Главный юрисконсульт Google Дэвид Драммонд опубликовал заявление в шесть часов утра по Пекинскому времени. Сотрудники Google China поспешили в офис, но в тот день ничего нового не узнали. Их отправили по домам и подарили билеты на «Аватар».
На следующий день все сотрудники собрались для телеконференции с Брином и другими топ-менеджерами. Последние пытались объяснить свое решение, но поддержки не получили. Джулия Чжу прямо заявила, что компания должна сражаться дальше.
Это решение стало началом конца работы Google в КНР. В марте 2010 года на странице google.cn установили автоматическую переадресацию на гонконгскую версию сайта — google.com.hk. Но Гонконг находится за пределами «Великого китайского файервола».
В последующие годы в Google не раз заявляли, что не намерены возвращаться в Китай. Но в 2018 оказалось, что планы изменились и компания серьезно готовится к экспансии.
Год назад Google запустила проект Dragonfly в рамках которого инженеры разработали две версии поискового Android-клиента — Maotai и Longfei. Они будут соответствовать строгому законодательству и цензурной политике КНР. Есть информация о еще одном решении — новостном агрегаторе, который адаптируют под требования китайских властей.
По сведениям Bloomberg, компания также планирует вывести на рынок свои облачные сервисы. Для этого руководство даже якобы согласно хранить данные китайских пользователей внутри страны.
Станет ли новая попытка успешной — неясно. Google придется вновь налаживать взаимоотношения с властями, а также конкурировать с Baidu, которая контролирует примерно 80% рынка поисковиков. Отобрать у последней монополию сложная задача, но такому гиганту как Google вполне по силам.