Свою историю Лебедев подробно описал в Telegram. Все началось с письма с предложением приводить Артемию как минимум одного рекламного клиента в неделю:
“Приветствую! Я создатель двух каналов в Телеграм – @theappbox и @appboxnews (160 000 аудитории). Хочу предложить сотрудничество со мной: т.к. в телеграме уже больше 2-х лет, много контактов рекламодателей. Предлагаю заниматься параллельно твоим каналом. (Продажа + закуп по необходимости)”.
В контактах вышеупомянутых каналов действительно был указан автор письма (Артемию он представился как Маха Хайпов), что вызывало доверие. Само предложение также показалось дизайнеру привлекательным: Маха претендовал всего на 3-4% с рекламы и гарантировал как минимум одну рекламу в неделю. Все отчеты по продажам обещал вести в Google Docs, а также предложил сбросить примеры своих работ.
“Чувак указан в контактах в каналах, предложение интересное. Тем более, что у меня уже есть агенты, которые приносят рекламу и получают за это агентские проценты”, – пишет Лебедев.
Для переписки с рекламодателями Хайпов создал отдельный Telegram-канал @temapr и настоял на добавлении туда Лебедева – “чтобы у меня был к нему полный доступ, чтобы я читал переписки с рекламодателями. Короче, полная иллюзия приближающегося обогащения затмила мне разум”, пишет дизайнер. Затем мошенник убедил Лебедева добавить этот же Telegram-канал в свой канал – в качестве контакта для обратной связи.
И в этот момент я из предпринимателя средней руки превратился в разведенного лоха. И я указал ссылку на канал в профиле, чего, разумеется, нельзя было делать, потому что я не имел понятия, с кем общаюсь.
По словам Лебедева, его подкупил профессионализм, с которым мошенник вел переписку: создавалось впечатление, что он мастер своего дела, “потому что просто случайный чел не будет так убедителен”. Среди прочего, Хайпов предложил Лебедеву сразу оговорить нюансы, чтобы потом не было недоразумений: что он категорически не рекламирует, какие у него ближайшие слоты на рекламу, какова периодичность выхода рекламы на канале дизайнера, есть ли скидки при заказе более двух реклам.
Получив ссылку на свой канал в профиле Лебедева, мошенник занялся поиском рекламодателей. Все бы хорошо, если бы не один момент: для получения денег от рекламодателей Хайпов указал собственные Qiwi-кошельки. Дизайнер упустил это из виду, “потому что привык, что все оплаты проходят официально через мой сайт”. К моменту, когда Лебедев спохватился, мошенник уже успел вывести около $3000 на свой кошельки.
Короче, я обосрался. И поверил мошеннику. И он успел за день получить около 200 000 рублей, продавая рекламу в моем телеграме настоящим рекламодателям. Только деньги попадали на «Киви», привязанный к украинскому номеру.
Как оказалось, дизайнер был не первой жертвой предприимчивого молодого человека. “К середине дня несколько человек поинтересовались у меня, не сошел ли я с ума. Потому что чувак оказался активным рецидивистом – и успел кидануть кучу людей, особенно в телеграме. Он так же втирался в доверие, продавал рекламу на разных успешных каналах и так же исчезал”, – пишет Артемий.
По данным Лебедева, ловким Telegram- мошенником оказался юный геймер из города Раздельная Одесской области. Под разными именами и с разных email-адресов ([email protected], [email protected], [email protected]) он связывался с владельцами популярных каналов и рекламодателями, предлагая им свои услуги.
Один из кейсов со стороны рекламодателя описан здесь: мошенник предложил рекламу на канале @appboxnews всего за 500 рублей, но получив деньги, почистил переписку, сменил ник и больше на связь не выходил. Номер, на который зарегистрирован кошелек, украинский.
Доступ к каналу мошенника был (рекламодатель переходил на переписку с мошенником из юзернейма в описании канала), но рекламный ценник там другой – 6000 рублей (чуть меньше $100). “Пока писал пост, он уже поменял юзернейм на @woriz и зарегил нового @warix-а, который теперь красуется в описании обоих каналов. Вот как люди могут много делать всего за 500 рублей, видимо совсем тяжелая жизнь настала у кидал, – отмечает пострадавший.
Таких бы продуктивных работников найти, чтоб тексты писали для сайтов”.
По сути ничто не мешало мошеннику разместить обещанную рекламу на канале, который в любом случае оказался скомпрометирован. Возможно, таких рекламодателей по 500 рублей на самом деле было много, и таким образом парень делал “обороты”, не засоряя популярный канал. А на деле размещал лишь объявления по 6000 рублей.
По мнению Лебедева, с такими знаниями и трудолюбием украинец мог бы зарабатывать честно.
“Ловкость, напористость, знание деталей – чувак вполне мог бы зарабатывать, никого не кидая”.
Напомним, СЕО криптостартапа сбежал с $50 млн ICO-инвестиций. Когда его нашли, заявил, что пошутил.