С чего начать?
Если пишешь о позиции и ничего толком не понимаешь о компании, технологиях и проекте, то приходится выкручиваться общими фразами на уровне “лидер рынка мировой индустрии”, “ищу в нашу дружественную команду”,“уютный офис в центре” и “корпоративные курсы английского”.
Важно понимать кому, зачем и о чем пишет рекрутер. Даже если человек – новичок в профессии и слегка дезориентирован, всегда можно найти варианты для роста:
- пойти к команде, менеджеру проекта и просить показать и объяснить что к чему.
- если не получается вникнуть с первого раза – записать на диктофон, разобраться с каждой подробностью и уже на основе рассказанного сделать толковое описание.
- если совсем туго – есть хорошие ресурсы о технической грамоте (например Glossary for Tech Recruiters ).
- показывайте готовый текст команде – пусть покритикуют, что добавить/ убавить. На чем сделать акцент? Что самое важное в проекте? Человека с каким софт и хард скиллом хотели бы видеть рядом с собой в рабочих процессах?
Что такое “полезный текст” в контексте диалога с кандидатом?
Большинство рекрутеров начинают письмо с бесполезного интро:
Здравствуйте, меня зовут Глафира. Я представляю компанию, лидера на рынке блаблабла.
Но фишка в том, чтобы писать не о себе, а о том, что интересно собеседнику. О чем хотят читать кандидаты:
- Стек технологий. В требованиях писать только реальные технологии, которые используются на проекте и не впихивать баззворды, которые якобы должен знать кандидат, не расписывать кучу библиотек.
- Вилка з/п.
- Овертаймы. Будут или нет и как компенсируются.
- График, возможность удаленки.
- Условия будущей работы – рабочее место, техника, наличие или отсутствие парковки, толкового освещения/увлажнителя воздуха.
- Состав команды. Некоторым ребятам важно не быть единственным человеком на проекте по своему стеку/технологии. А еще часто пишут, будто нужен бекенд, а на деле по совместительству предстоят задачи девопса и админа.
- Плюшки в виде курсов английского языка и корпоративных вечеринок можно оставить на финал. Это ведь не самое важное в проекте.
Лайфхак: письма выглядят по-разному с разных устройств. Как правило, на экране телефона открывается первые несколько строк. И если не писать ерунду в первом абзаце – больше шансов, что ваше письмо откроют и прочтут.
Что болит больше всего в письмах рекрутеров?
Игривые аватарки и дешевые призывы выпить кофе в обмен на ответ, которые не способствуют профессиональным успехам, зато способствуют объективизации и дискредитируют профессию рекрутера.
Стихотворные описания вакансий, странные попытки шутить, не информативные письма – самые яркие примеры, как не надо делать давно собраны в коллекцию на известном ресурсе.
Но главное – отсутствие элементарного понимания технологий, правил адекватного тона в деловой переписке и невероятное количество штампов.
Вот, например, некоторые из тех, которые сразу можно отправить на помойку:
- молодая, динамичная компания,
- интересный проект,
- кастомер – лидер в своей отрасли,
- дух стартапа.
Вместо этого напишите, что у вас за проект, какой продукт вы делаете, какие конкретные результаты и достижения. Если есть возможность добавить примеры и прямые ссылки, чтобы кандидат мог ознакомиться и самостоятельно сделать выводы о крутости компании – замечательно.
И не привирайте. Не стоит писать “интересный проект, новые технологии” для 20-летнего банковского динозавра со спорной репутацией.
Есть ли какие-то тенденции в сфере текстов?
Скорее, не тенденции, а элементарное уважение. Вот что наводит тоску в переписке чаще всего:
Субъективные оценочные суждения без фактов
“Интересный проект”, “классное предложение”, “лидер рынка”. Пока вы не дали конкретных фактов – все это ваше личное мнение.
Почему интересный проект? Потому-что используются такие-то уникальные технологии. Почему лидер рынка – потому что первыми выпустили такой-то продукт до того, как это стало модным.
Дайте фактов и пусть кандидат сам сделает выводы.
Письма без темы
Нет темы – непонятно, о чем письмо и как его потом вообще отыскать в общем потоке.
“Заранее благодарю”
Или “заранее спасибо за Ваш ответ”, “заранее спасибо, что откликнулись”, “заранее спасибо за помощь”. Звучит как дешевая манипуляция.
Куда лучше: “Буду благодарен(на) за обратную связь”, “Будем рады продолжить диалог”.
Когда не отвечают
Рекрутер должен давать обратную связь всегда. Даже в случае отказа. Чем подробнее обратная связь – тем лучше.
В Indigo был случай, когда Junior-разработчик не прошел собеседование, но рекрутер прислал вдогонку подробный фидбэк от менеджера проекта и ссылки на ресурсы для развития. Спустя годы парень откликнулся на одну из вакансий нашего клиента в качестве Senior Java разработчика, и мы продолжили теплое сотрудничество.
Это о том, что любой рабочий процесс – о людях и обыкновенной человечности.
Нежный никнейм в названии почтового ящика
Aange_noir или Kateno4ek. Звучит странно и не обнадеживающе. Лучше использовать тривиальный человеческий никнейм.
Слишком креативные письма (бывает и такое)
В стиле “я вам пишу, чего же боле” , “в день чудесный, день пригожий постучалась к вам сюда”. Или “Великолепная пятерка вышла на охоту – нам нужен супермощный JS”.
Пишите просто — это страхует на случай, если ваше чувство юмора кажется классным только вам самим.
Претензии
“Я написал(а) вам, но вы не ответили”. “Жду ваш ответ, уверен(а) вы подходите на наш проект”. “А что конкретно вас не устроило в этой вакансии?”.
Возникает ощущение, что кандидат вам что-то должен. Вместо этого куда лучше:
“На прошлой неделе прислала вам письмо, возможно, вы не увидели — пробую еще раз”.
“На перспективу и для развития: буду признательна, если подскажете, что именно смутило в моем предложении”.
Как прокачивать навык письма?
Как минимум начать с уважения к собеседнику.
- Писать о том, что интересно кандидату, а не о себе
- Прокачивать знания о технологиях
- Просить обратной связи у знакомых разработчиков. Показывайте тексты и описания вакансий. Просите поделиться самыми яркими кейсами рекрутерских писем, которые приходят ребятам в LinkedIn.
- Учиться. Читать материалы и форумы на IT-ресурсах, читать блоги и ребят, которые хорошо пишут о профессии.
- Не быть безразличными – с этого начинается бледность и хаос в любом деле – будь-то воспитание детей, текст или конструирование космолетов.
Автор: Ксения Куцая, Chief Creative Officer в Indigo Tech Recruiters