Во вторник, 30 октября, один из трех основателей Faraday Future Ник Сампсон подал в отставку. Его увольнение последовало аккурат за уходом старшего вице-президента компании Питера Саваджиани 29 октября, на котором, по данным сотрудников, держалось все производство. 

Компания фактически неплатежеспособна как финансово, так и с точки зрения человечески ресурсов, она в лучшем случае будет хромать в обозримом будущем. Я чувствую, что моя роль в Faraday Future больше не является определяющей, поэтому я незамедлительно покидаю компанию. Я больше не могу осознавать, какое разрушительное влияние мы оказываем на жизнь наших сотрудников, их семей и близких, и какой эффект в последствии это окажет на жизни наших поставщиков и всей отрасли в целом”, – зявил Сампсон.

Он также добавил, что если ситуация изменится и финансирование будет найдено – рассмотрит возможность вернуться в компанию.

На прошлой неделе компания пошла на отчаянные шаги: часть сотрудников уволили, а остальным сократили зарплаты на 20%. Однако эти меры не помогли сэкономить достаточно средств, поэтому руководство Faraday Future приняло решение закрыть ряд операций в штаб-квартире в Калифорнии, а также завод в Ханфорде.

Сотрудников, которые присоединились к компании позже 1 мая 2018 года, отправили в неоплачиваемый отпуск. Остальным штатным сотрудникам предложили остаться на зарплате в $50 000 в год. Внештатникам, которые проработали в компании более полугода, также разрешили остаться на минимальной зарплате. По словам сооснователя и СЕО Faraday Future Цзя Юэтина, в таком режиме компания будет работать минимум до декабря, а дальше все будет зависеть от того, удастся ли найти финансирование.

Эти меры стали последствиями разбирательства между Faraday Future и главным инвестором компании – китайским гигантом в сфере недвижимости Evergrande Group, который обязался вложить в компанию $2 млрд до 2020 года. Первый транш в $800 млн Faraday Future получила вначале текущего года. Еще $1,2 млрд компания должна была получить двумя последующими траншами по $600 млн в 2019 и 2020 годах – в случае достижения поставленных целей по выпуску автомобилей. 

О сделке с Evergrande Group объявили в июне, а уже в июле первые $800 млн закончились. Цзя Юэтин попросил Evergrande выдать ему еще $700 млн авансом, но фонд решительно отказал. Цзя обратился в суд, чтобы получить право привлечь финансирование извне, между тем Evergrande обвинил его в попытке разорвать контракт из-за отказа в преждевременном финансировании.

Тем временем Faraday Future приостановила платежи поставщикам, объясняя это то затруднениями с процессингом платежей, то бесконечными оправданиями, что платеж на подписи и вот-вот будет отправлен. По данным ряда сотрудников Faraday Future, к таким же уловкам Цзя прибегал в 2017 году, когда компания переживала очередной финансовый кризис. 

Проблемы у Faraday Future начались еще в 2016 году. На тот момент главным инвестором компании была китайская компания LeEco, которой управлял Цзя Юэтин. По данным Buzzfeed, из-за расточительства Цзя и отсутствия четкой стратегии, компания быстро теряла деньги, и вскоре их перестало хватать даже не оплаты комплектующих поставщикам. Летом 2016 года компания задолжала производителям $400 млн – те прекратили работу и обратились в суд.

К 2017-му году Faraday Future впервые была на грани банкротства. Компанию покинули лучшие сотрудники и топ-менеджеры, а Цзя попал в черный список должников КНР и сбежал в США, после того, как государство заморозило его активы.

Договоренности с Evergrande могли стать спасением для компании, однако токсичное руководство вновь завело компанию в тупик. Чтобы дотянуть до следующего транша в 2019 году, Faraday Future должна была наладить выпуск своего люксового электрокара FF91 к концу текущего года. Но эти планы были поставлены под угрозу после того, как первый серийный экземпляр загорелся спустя пару часов после презентации в конце сентября.

25 октября текущего года Гонконгский арбитражный суд разрешил Faraday Future привлекать новое финансирование, и сейчас компания пытается найти инвесторов, которые вложили бы в производство еще $500 млн.