Выбирая юрисдикцию для организации бизнеса в криптоиндустрии, фаундеры ищут «волшебную таблетку», способную решить все проблемы – от возможности открытия банковского счета до вопросов с налоговой нагрузкой.

За последний год такими оптимальными юрисдикциями считали Эстонию, Гибралтар, Мальту и даже Беларусь. Однако, для правильного выбора необходимо сначала определить, какие задачи стоят перед проектом и можно ли их будет решить в правовом поле выбранной юрисдикции.

Все страны условно можно разделить на белую, серую и черную зоны:

  • «белая», где существует позитивное регулирование и деятельность связана с криптовалютами разрешена при соблюдении определенных законодательных требований. К таким юрисдикциям можно отнести Швейцарию, США, Сингапур, Мальту, Гибралтар, Эстонию.
  • «серая», где такая регуляция отсутствует и контролирующие органы не сформировали четкой позиции, например, Англия и оффшорные страны BVI, Сейшельские острова и др.
  • «черная», где такая деятельность находится под запретом.

Криптопроекты условно можно разделить на майнинг (добычу), трейдинг (биржи), инвестирование-фанрайзинг (фонды и ICO). При структурировании ICO-проектов необходимо разделять роли компаний. Как правило, учреждают две компании:

  • Front-компания, от имени которой проводится token sale;
  • Операционная компания, которая будет вести деятельность проекта после сбора средств.

При выборе юрисдикции для token sale необходимо учитывать характеристику и функционал продукта, а также из каких стран планируется привлечение средств. Ведь если вы ограничили возможность инвестировать в ваш проект резидентам США или привлекаете инвестиции только от аккредитованных инвесторов согласно Regulation D это не значит, что вы не должны соответствовать законодательным требованиям всех других государств, у граждан которых есть возможность купить ваши токены. Единственное, в чем едины практически все регуляторы – если у вашего токена есть характеристики ценных бумаг, то их продажа регулируется законодательством о ценных бумагах, а значит, вашей компании необходимо пройти процедуру, аналогичную выходу компании на IPO (Initial Public Offering).

Важным вопросом также является привлечение фиатных средств. Если криптовалюта собирается на верифицированных аккаунтах на криптобиржах, то для зачисления фиатных средств у компании должен быть банковский счет или счет в платежной системе. Как у банков, так и  у платежных систем обязательным является прохождения KYC-процедур в связи с тем, что финансовые учреждения являются субъектами финансового мониторинга согласно 4-й и 5-й Директивах ЕС о противодействии отмывания средств и обязаны идентифицировать не только своих клиентов, но и их контрагентов в том числе – KYCC (Know Your Customer’s Customer).

Таким образом, при выборе юрисдикции для компании, которая будет проводить token sale необходимо учесть следующие вопросы:

  1. В каких странах будут продаваться токены?
  2. Подпадают ли ваши токены под понятие ценной бумаги?
  3. Планируете ли вы привлекать инвестиции в фиате или только криптовалюте?

При выборе юрисдикции для операционной компании учитываются вид деятельности проекта, контрагенты, расходы и подбирается юрисдикция с оптимальной налоговой нагрузкой и удобной в управлении компании. Для этих целей часто выбирают Гонконг, Англию, Кипр, Мальту учитывая их простоту в регистрации и содержании, а также возможность открытия счета в Европейских банках.

При структурировании криптобирж, обменников, фондов и других платформ, связанных с обменом криптовалюты и хранении средств клиентов, необходимо определить функционал такой платформы, а именно будут ли приниматься и выводиться фиатные средства, будут ли средства передаваться в управление платформой, какие гарантии дает компания своим клиентам.

С конца прошлого года на слуху Эстония, где вступил в силу обновленный Закон о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма, согласно которому лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

  • providers of a service of exchanging a virtual currency against a fiat currency (услуги обмена виртуальной валюты на фиатную валюту). Данная лицензия позволяет предоставлять услуги по обмену виртуальной валюты на фиатную и наоборот);
  • providers of a virtual currency wallet service (услуги кошелька виртуальной валюты). Данная лицензия позволяет предоставлять клиентам услуги виртуального кошелька).

Процедура получения данных лицензий не сложная и не дорогостоящая по сравнению с другими юрисдикциями, при подаче заявления необходимо предоставить документы по бенефициару компании включая справку о несудимости, что не удивительно, ведь «лицензии» выдает финансовый отдел полиции и пограничной службы Эстонии. Для работы с банками эти лицензии также не дают никакой гарантии, а соответственно, кроме собственного успокоения и публичного заявления, что вы делаете все в рамках закона, они не найдут практического применения.

Мальта тем временем приняла три закона, регулирующих деятельность в сфере криптовалют:

  1. Закон о виртуальных финансовых активах (The Virtual Financial Assets Act/VFAA). Регулирует порядок проведения ICO и предоставления других VFA Услуг.
  2. Закон Мальты о деятельности в сфере цифровых инноваций (The Malta Digital Innovation Authority Act/MDIAA). Устанавливает организацию нового органа – Управления цифровых инноваций MDIA, который отвечает за разработку и реализацию VFAA.
  3. Закон об инновационных технологиях и услугах (The Innovative Technology Arrangements and Services Act/TAS). Создает основу для работы двух вышеперечисленных законов.

Закон о виртуальных финансовых активах (VFAA) устанавливает понятия виртуальной финансовой ценности (VFA), перечень лицензируемой деятельности и условия получения лицензий на деятельность в сфере криптовалют.

Согласно этому закону, виртуальная финансовая ценность – это любая форма записи цифрового носителя, которая используется в качестве цифрового средства обмена, единицы счета или хранения ценности.

Лицензируемые виды деятельности:

  1. Получение и осуществление ордеров (принятие заказов/ордеров на покупку, продажу, другие операции с VFA (токены, электронные деньги, криптовалюты) от имени и в интересах третьих лиц.
  2. Криптотрейдинг от своего имени.
  3. Менеджмент криптопортфолио третьих лиц.
  4. Профессиональное хранение приватных ключей от криптокошельков третьих лиц.
  5. Предоставление инвестиционных советов.
  6. Выпуск VFA/проведение ICO особых видов токенов.
  7. Деятельность классических криптобирж.

Виды лицензий:

  1. Класс 1 – принятие и передача заказов (ордеров); предоставление рекомендаций по инвестициям в отношении цифровых активов; размещение цифровых активов.
  2. Класс 2 – любые VFA услуги; возможность удерживать и контролировать средства клиентов, кроме управления средствами от имени клиентов.
  3. Класс 3 – те же услуги + возможность управления средствами клиента с их личных аккаунтов;
  4. Класс 4 –  VFA обмен; удержание частных криптоключей, номинальные услуги в сфере VFA услуг.

Законодательство устанавливает список требований к получению лицензий по:

  • Информации, которая должна содержаться в white paper – детальное описание продукта, его технических характеристик и т. д.
  • Органам, которые должны быть у компании – Board of Administration, Compliance officer, AML officer;
  • Хранению средств клиентов;
  • Соблюдению AML законодательства и многое другое.

Согласно законодательства, подача заявлений на получение лицензии, оплата госсборов и коммуникация с контролирующим органам возможно только через VFA агента, следствием чего являются дополнительные расходы.

Таким образом, Мальта если и станет «криптораем», то только для проектов, у которых прозрачная структура, они соответствуют всем требованиям законодательства и финансово готовы к расходам на получение и поддержание такой лицензии.

Открытым вопросом остается также отношение банков к работе с такой лицензией, ведь для финансовых учреждений криптобизнес остается деятельностью с высокими рисками.

Гибралтар анонсировал новое DLT-законодательство в начале 2018 года и создал ажиотаж среди криптоактивистов. Законодательство вводит понятие DLT (Distriduted Ledger Technology) – лицензии, которая дает право на занятие деятельностью связанной с блокчейн-технологиями.

Первым этапом является первоначальная оценка на основе предоставленных документов. GFSC (Gibraltar Financial Services Commission’s) должен оценить бизнес-модель и предлагаемые товары/услуги и предоставить заявителю информацию о результатах оценки, которая позволяет ему понять, что еще нужно сделать для получения лицензии, какие документы предоставить, в каком размере выплатить взнос. Только тот, кто получил заключение о прохождении первоначальной оценки, может подавать заявление на получение лицензии поставщика DLT-услуг, но при этом должно быть подтверждение о соответствии требованиям первоначальной оценки.

Проанализировав требования и условия для деятельности криптопроектов в различных юрисдикциях становится понятно, что универсального решения не существует. Выбор структуры работы, страны регистрации, стоимость поддержания такой модели работы возможна только учитывая особенности каждого конкретного проекта и его целей.

Не стоит также забывать о том, что AMLD5 приравнивает к «контролируемым лицам» (obliged entities), криптовалютные платформы, кошельки, что распространяет на них требования аналогично банкам и другим финансовым учреждениям по KYC и мониторингу транзакций включая обязательную верификацию участников рынка.

Автор: Дарья Ересько, юрист практики международного бизнес-администрирования ЮК «Юскутум»